Поиск по сайту

Областной союз «Федерация профсоюзов Самарской области»

Правовая защита

Правовая деятельность является одним из важнейших и приоритетных  направлений работы Областного союза «Федерация профсоюзов Самарской  области» (далее – ФПСО, Федерация профсоюзов), так как реализует основополагающие уставные цели и задачи по представлению и защите социально-трудовых, профессиональных прав и интересов членов профсоюзов путем осуществления профсоюзного контроля и реализации основополагающих принципов соблюдения трудового законодательства, соблюдения социальных и трудовых гарантий на предприятиях и в организациях Самарской области, а также защиты и представления интересов работников в органах исполнительной и судебной ветвей власти.

Работа Федерации профсоюзов в сфере правовой защиты членов профсоюзов строится на максимальном использовании тех правовых инструментов и возможностей, которые предоставлены профсоюзам Трудовым кодексом РФ и Законом РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях  деятельности».

Областной союз «Федерация профсоюзов Самарской области» осуществлял свою правозащитную деятельность  по следующим направлениям:
- реализация профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства на предприятиях и в организациях Самарской области на основе непрерывного мониторинга ситуации;
- досудебная и судебная защита социально-трудовых, пенсионных и иных прав и интересов работников;
-правовая экспертиза проектов законов и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих права и законные интересы членов профсоюзов;
- оказание бесплатной юридической помощи по вопросам применения трудового законодательства, проведение выездных консультаций членов профсоюзов;
- реализация права законодательной инициативы;
- консультационная и разъяснительная деятельность по правовым вопросам.


Вопрос-ответ

1. Разъяснения правового департамента ФПСО о новых законодательных актах подробнее

Указ Президента РФ от 26 февраля 2015 г. N 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов»

В связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов решено произвести в апреле-мае 2015 года единовременную выплату отдельным категориям граждан России, постоянно проживающих на ее территории, в Латвии, Литве и Эстонии.Речь идет об инвалидах и ветеранах ВОВ, о бывших несовершеннолетних узниках концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период войны, о вдовах (вдовцах) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, ВОВ, войны с Японией, о вдовах (вдовцах) умерших инвалидов и участников ВОВ. Названным лицам выплатят по 7000 руб.

Кроме того, выплата в размере 3000 руб. полагается лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ, а также бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.01.2015 г. N 35н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации»

Утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в России. Речь идет о гражданах из числа ветеранов, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период II МВ, инвалидов и лиц, подвергшихся воздействию радиации из-за аварий и ядерных испытаний, Героев Советского Союза, России, полных кавалеров ордена Славы, членов семей умерших (погибших) Героев Советского Союза, России, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда, Героев Труда России и полных кавалеров ордена Трудовой Славы.

Порядок устанавливает правила осуществления выплаты, включая процедуру перевода с одного основания на другое, перерасчета размера выплаты, а также начисления и организации доставки выплаты. Граждане из числа ветеранов, бывших несовершеннолетних узников, инвалидов и лиц, подвергшихся воздействию радиации, вправе обратиться за выплатой в любое время после возникновения права на нее. Это делается путем подачи заявления о назначении выплаты и предъявления в территориальный орган ПФР документов, подтверждающих право на нее. Прочие граждане вправе обратиться за выплатой путем подачи заявления и предъявления в территориальный орган ПФР подтверждающих документов до 1 октября текущего года.

Приказы об утверждении Порядка установления ежемесячной денежной выплаты Героям Советского Союза, России, полным кавалерам ордена Славы и членам их семей и Порядка установления ежемесячной денежной выплаты Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы признаны утратившими силу.

2. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2014 г. N 1321 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2014 г.» подробнее

Какова величина прожиточного минимума в целом по России за III квартал 2014 г.?

Прожиточный минимум в целом по России за III квартал 2014 г. на душу населения составляет 8 086 руб., для трудоспособного населения - 8 731 руб., пенсионеров - 6 656 руб., детей - 7 738 руб. Во II квартале 2014 г. он равнялся соответственно 8 192 руб., 8 834 руб., 6 717 руб. и 7 920 руб.

Напомним, что прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. При этом стоимость товаров и услуг определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. В прожиточный минимум включены также обязательные платежи и сборы.

С помощью прожиточного минимума оценивается уровень жизни населения при реализации социальной политики и федеральных соцпрограмм. Он применяется для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, а также для формирования федерального бюджета

Приказ Федеральной налоговой службы от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-11/598 «Об утверждении формы и формата представления сообщения о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также порядка заполнения формы и порядка представления сообщения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи»

Как гражданину сообщить в налоговую о наличии у него недвижимости и (или) транспортного средства?

Согласно НК РФ физлицо обязано сообщить о наличии у него недвижимости и (или) транспорта, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения данного имущества. Это нужно сделать однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов за период владения ими.

Утверждены форма и электронный формат указанного сообщения. Установлен порядок его заполнения и представления.

Сообщения могут быть поданы в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В последнем случае сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью физлица (его представителя).

К сообщениям прикладываются копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимости и (или) документов, подтверждающих госрегистрацию транспортных средств.

Приказ вступает в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. N 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

Бесплатная медпомощь гражданам: программа на 2015-2017 гг.

Утверждена программа госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015-2017 гг. Программа устанавливает перечень видов, форм и условий бесплатной помощи, перечень заболеваний и состояний, помощь при которых оказывается бесплатно, средние нормативы объема помощи, финансовых затрат на единицу такого объема, подушевого финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на помощь и способы ее оплаты. Также определяются требования к территориальным программам гарантий оказания помощи в части определения порядка, условий ее предоставления, критериев доступности и качества. Программа содержит ряд новых положений.

Установлены объемы оказываемой высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в расчете на 1 гражданина. Указан перечень видов ВМП, который содержит в т. ч. методы лечения и источники финансирования, нормативы затрат на единицу объема помощи в рамках базовой программы ОМС, а также средние нормативы затрат на единицу объема помощи, не входящей в базовую программу.

Средние подушевые нормативы финансирования установлены раздельно по источникам - за счет ассигнований бюджетов регионов (в расчете на 1 гражданина) и за счет субвенций ФОМС на финансирование базовой программы ОМС (в расчете на 1 застрахованного).

Установлены предельные сроки ожидания оказания специализированной (кроме высокотехнологичной) помощи и проведения консультаций врачей-специалистов.

Средние подушевые нормативы финансирования (без учета расходов федерального бюджета), в 2015 г. составляют 11 599,1 руб. (прирост на 12,3%).

Стоимость территориальных программ в 2015 г. составит 1,986 трлн руб. (прирост на 14,9%).

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 октября 2014 г. N 848н "Об утверждении Порядка оказания Фондом социального страхования Российской Федерации бесплатной помощи застрахованным лицам" подробнее

Работодатель не выплатил пособие по временной нетрудоспособности или в связи с материнством? Получить его поможет ФСС России.

В ряде случаев пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством назначаются и выплачиваются территориальными органами ФСС России. Речь идет о ситуациях, когда на день обращения за пособием страхователь прекратил свою деятельность или у него недостаточно средств на счетах, либо невозможно установить местонахождение страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание.

В таких случаях ФСС России обязан оказывать застрахованному лицу бесплатную помощь для получения пособий. Фонд должен составлять заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, а также представлять интересы застрахованного лица в судах.

Прописан порядок оказания такой бесплатной помощи. Чтобы ее получить, надо обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Фонда по месту учета страхователя, не выплатившего пособие. Узнать, куда обращаться, можно в любом территориальном органе Фонда.

Приведены рекомендуемый образец заявления и перечень прилагаемых к нему документов.

Прописан порядок межведомственного электронного взаимодействия территориального органа Фонда с налоговыми органами, банками и ПФР.

При представлении интересов застрахованного лица в суде оно самостоятельно несет все необходимые судебные расходы (кроме оплаты услуг представителя территориального органа Фонда).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2015 г. Регистрационный № 35782.

Прокуратура разъясняет

1. Какие обязанности возлагаются на работодателя при увольнении работников по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ подробнее

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. В силу ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 179 ТК РФ, при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Частями 1 и 2 ст. 180 ТК РФ установлено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем не менее чем за два месяца до увольнения. В п. 29 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии с ч. 3 ст. 81 Кодекса, увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу (с учетом его образования, квалификации, опыта работы).

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, право принимать необходимые кадровые решения в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом принадлежит работодателю, который обязан при этом обеспечить закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников, в частности связанные с проведением мероприятий по изменению структуры, штатного расписания, численного состава работников организации (Постановление от 24 января 2002 года № 3-П; определения от 24 сентября 2012 года N 1690-О и от 23 декабря 2014 года № 2873-О).

Согласно ч. 3 ст. 81 и ч. 1 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником по пункту 2 части первой статьи 81 данного Кодекса в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии исполнения обязанности (одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении) по предложению всех имеющихся у работодателя в данной местности вакантных должностей, соответствующих квалификации работника, а также вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы. Неисполнение указанной обязанности влечет признание увольнения незаконным.

Соблюдение работодателем процедуры увольнения может быть проверено в судебном порядке, при этом обязанность доказывания соответствующего обстоятельства возлагается на работодателя (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

2. В каких случаях работодатель должен отстранить работника от работы подробнее

В ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлены основания, при наличии которых работодатель обязан отстранить от работы работника, который:

1. Появился на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

2. Не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

3. Не прошел медицинский осмотр.

Кроме того, работодатель отстраняет от работы работника:

- при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;

- в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Работодатель отстраняет от работы работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

Заработная плата работнику в период отстранения от работы не начисляется. Однако, в случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В случае незаконного отстранения работника от работы, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.

3. Гарантии предоставления отпуска несовершеннолетним гражданам подробнее

Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрен целый комплекс мер при предоставлении несовершеннолетним работникам ежегодного основного оплачиваемого отпуска

В соответствии со ст. 267 Трудового кодекса Российской Федерации несовершеннолетним работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.

Для работников в возрасте до 18 лет предусмотрены дополнительные гарантии реализации права на отпуск. В отношении этих работников Трудовым кодексом Российской Федерации установлены следующие запреты:

- запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет (ст.124 ТК РФ);

- не допускается отзыв из отпуска работников в возрасте до восемнадцати лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 125 ТК РФ);

- не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работникам в возрасте до восемнадцати лет (ст.126 ТК РФ).

В случае, если отпуск предоставляется работнику после достижения им 18 лет, продолжительность отпуска определяется пропорционально времени, отработанному до и после наступления совершеннолетия (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1).

Правом на удлиненный отпуск и другими гарантиями, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, несовершеннолетние работники пользуются до даты достижения 18 лет включительно. После этого к ним применяются общие положения Трудового кодекса Российской Федерации.

4. Какие трудовые гарантии предоставляются инвалидам подробнее

Законодательством установлены дополнительные гарантии для работников-инвалидов, поскольку это особая категория работников, которым необходимы повышенные социально-трудовые гарантии

Дополнительные льготы при выполнении инвалидами трудовых обязанностей установлены Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, ст. 92 Трудового кодекса РФ установлено, что для работников, являющихся инвалидами I или II группы, нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на пять часов в неделю. Иными словами, недельная продолжительность рабочего времени инвалида составляет 35 часов. Сокращение нормальной продолжительности рабочего времени на пять часов в неделю направлено на социальную защиту лиц, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Трудовым кодексом РФ предусмотрен ряд ограничений в применении труда инвалидов:

- статья 96 устанавливает, что инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом они должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время;

- статья 99 определяет, что привлечение инвалидов к сверхурочным работам допускается с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом инвалиды должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочных работ. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником;

- привлечение инвалидов к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только в случае, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям. При этом инвалиды должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день. Привлечение этих работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя. Работнику-инвалиду полагается ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 30 календарных дней (ст.23 Закона о социальной защите инвалидов). Также работникам-инвалидам положен отпуск без сохранения заработной платы, в связи с семейными обстоятельствами и иными уважительными причинами, до 60 календарных дней. Особо следует сказать о том, что ст.224 ТК РФ обязывает работодателя создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Работодатель обязан соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам. Так, Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18.05.2009 N 30, устанавливают, в частности, условия труда, в которых работать инвалидам запрещается. Противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, а именно:

- физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность и др.),

- химические факторы (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны),

- биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности),

- физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе.

Ряд гарантий работникам-инвалидам предусмотрен при расторжении трудового договора. При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества. Статьей 179 Трудового кодекса РФ предусмотрено право работодателей и коллектива предусматривать в коллективном договоре другие категории работников, пользующихся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

Обязанность о соблюдении трудовых прав инвалидов возложена на всех работодателей, в случае их нарушения прокурор вправе обратиться в суд с иском о восстановлении нарушенного права.

5. Выплаты компенсационного характера в качестве составляющей оплаты труда подробнее

Согласно ст. 129 ТК РФ, компенсационные выплаты являются одними из составляющих заработной платы работника и имеют целью компенсировать неблагоприятное воздействие вредных производственных факторов, климатических условий либо дополнительной нагрузки (трудозатрат)

К выплатам компенсационного характера относятся:

1) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

2) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

3) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время);

4) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Компенсационный характер имеют выплаты за работу на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Среди компенсационных доплат называют также доплату за руководство бригадой, за многосменный режим работы, за работу вахтовым методом, за разделение рабочего дня на части.

Компенсационные выплаты, которые входят в состав заработной платы, необходимо отличать от компенсаций, предусмотренных главой 23 ТК РФ. В соответствии со ст. 164 ТК, компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. В качестве компенсаций, в частности, названо возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (по проезду, найму жилого помещения и др.).

Трудовой кодекс также упоминает и о компенсациях работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 219 ТК РФ). В данном контексте термин «компенсации» имеет самое широкое значение и обозначает все меры, призванные компенсировать неблагоприятное воздействие тяжести или условий труда. К таким компенсациям можно отнести: дополнительный отпуск (ст. 116ТК РФ); лечебно-профилактическое питание, предоставляемое работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (ст. 222 ТК РФ), а также доплаты (повышенные тарифные ставки) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК).

Таким образом, компенсационные выплаты за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда представляют собой часть компенсаций, обеспечивающих охрану труда.

6. Какие иные периоды наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются в страховой стаж подробнее

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В страховой стаж, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитываются следующие периоды, указанные в ст. 11 Федерального закона № 173-ФЗ:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.

Данные периоды засчитываются в страховой стаж в календарном порядке, то есть по фактической продолжительности, при условии, что им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), в течение которых лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию.

7. Увольнение в связи с сокращением штата подробнее

В настоящее время нередки случаи, когда недобросовестные работодатели понуждают сотрудников к увольнению по собственному желанию, тогда как фактически имеет место сокращение штата

В этой связи, принимая решение об увольнении, работникам следует учитывать ряд положений трудового законодательства. Рассмотрим их.

При увольнении по собственному желанию работнику выплачивается денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Выплата иных компенсаций при прекращении трудового договора по инициативе работника трудовым законодательством не предусмотрена. Дополнительные выплаты могут быть закреплены только трудовым договором или коллективным договором в конкретной организации.

При увольнении по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата сотрудников организации, трудовым законодательством закреплен целый ряд гарантий и компенсаций, призванных минимизировать негативные для работника последствия расторжения трудового договора. Так, до увольнения работнику должны быть предложены все имеющиеся у работодателя вакансии (как соответствующие квалификации работника, так и нижестоящие должности). О предстоящем увольнении работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок может быть сохранен за уволенным работником и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Согласно положениям статей 77, 80 Трудового кодекса Российской Федерации, основанием для увольнения по инициативе работника является его письменное заявление, в котором он выражает свое добровольное волеизъявление расторгнуть трудовой договор. После расторжения трудового договора оспорить увольнение, в том числе со ссылкой на отсутствие добровольного волеизъявления работника на прекращение трудовых отношений и принуждение со стороны работодателя к написанию заявления об увольнении, возможно только в судебном порядке. При этом обязанность представить суду доказательства такого принуждения возлагается на работника.

8. В каких случаях может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы подробнее

В соответствии со ст. 114 Трудового кодекса РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с федеральными законами

Кроме того, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

- участникам Великой Отечественной войны – до 35 календарных дней в году;

- работающим пенсионерам по старости (по возрасту) – до 14 календарных дней в году;

- родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, - до 14 календарных дней в году;

- работающим инвалидам – до 60 календарных дней в году;

- работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников – до пяти календарных дней;

- в других случаях, предусмотренных федеральными законами либо коллективным договором.

Статья 126 ТК РФ предусматривает возможность замены ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией. Так, часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).

9. Как может быть поощрен муниципальный служащий подробнее

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами субъекта Российской Федерации

Основаниями поощрения могут быть продолжительная и безупречная служба, достижение определенных показателей результативности служебной деятельности, выполнение заданий особой важности и сложности. Поощрения могут быть материальные (премия, ценный подарок) и моральные (благодарность, присвоение звания).

Трудовым законодательством не ограничивается возможный перечень поощрений, муниципальными правовыми актами в соответствии с законами субъектов РФ могут быть предусмотрены самые различные виды поощрений для муниципальных служащих. Так, законом Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» устанавливаются следующие виды поощрений: объявление благодарности, выплата денежной премии, награждение ценным подарком, награждение почетной грамотой, присвоение почетного звания, установленного в муниципальном образовании в Самарской области.

Муниципальный служащий может быть награжден государственными наградами в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации. К государственным наградам отнесены звание Героя Российской Федерации, орден «За заслуги перед Отечеством», знак отличия «За безупречную службу» и другие награды. Президент РФ издает указы о награждении и вручает государственные награды.

Сведения о поощрениях и награждениях заносятся в трудовую книжку и личное дело муниципального служащего.

10. Что делать, если вам не оплатили затраты на предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу? подробнее

Напомним, что в  соответствии со ст. 214 Трудового кодекса РФ работник обязан пройти обязательные предварительные (при устройстве на работу) медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Такие случаи предусмотрены ст. 213 Трудового кодекса РФ, а именно: при поступлении на тяжелую работу, на работу с вредными или опасными условиями труда, а также на работу, связанную с движением транспорта.
Медицинские осмотры необходимы для определения пригодности выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний принимаемых работников. Трудовым кодексом России установлено, что работодатель обязан организовать за счет собственных средств проведение указанных осмотров (обследований). Работник, оплативший осмотр самостоятельно, имеет право потребовать от работодателя возмещение понесенных затрат, предоставив соответствующие документы. При этом никаких оговорок о распределении расходов по прохождению предварительного медицинского осмотра между работником и работодателем пропорционально фактически отработанному сотрудником времени либо о зависимости от иных обстоятельств действующее трудовое законодательство не содержит.
Итак, что нужно сделать. Вам необходимо предоставить авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих оплату предварительного медицинского осмотра, в бухгалтерию организации, в том числе посредством почтовой связи. В случае отказа в принятии авансового отчета, вы имеете право обратиться с иском в суд о возмещении затрат на предварительный медицинский осмотр, в трудовую инспекцию с жалобой на нарушение ваших трудовых прав, а также обратиться в прокуратуру по месту нахождения организации с жалобой на неоплату затрат на предварительный медицинский осмотр.


_____________________________________________________

Согласие на обработку персональных данных.docx




Дата последнего изменения: 16.05.2023 13:07

Новости

18 ноября 2024 года состоялся Координационный Совет ФПСО в Нефтегорском муниципальном районе Самарской области.

В мероприятии приняла участие руководитель правового департамента - главный правовой инспектор труда Федерации профсоюзов Самарской области Шипилова Анастасия Александровна.

18 ноября 2024 16:20

1

Поздравление председателя Федерации профсоюзов Самарской области с Международным Днём студента

Уважаемые студенты Самарской области! Поздравляем вас с праздником учащейся молодежи!

17 ноября 2024 09:00

13 ноября в Новосибирске состоялось Всероссийское совещание технической инспекции труда Федерации независимых профсоюзов России

Федерацию профсоюзов Самарской области на совещании представляла Буценко Ольга Владимировна, руководитель департамента условий и охраны труда.

15 ноября 2024 16:00

Все новости
00:00