По инициативе профсоюзов Минтруд РФ продолжает вносить изменения в порядок проведения специальной оценки условий труда. К примеру, издан приказ «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования». О нем и шел разговор на совещаниях, которые были проведены на минувшей неделе в Тольятти и Самаре технической инспекцией труда ФПСО совместно с минтрудом Самарской области. В них приняли участие представители организаций, осуществляющих городские пассажирские перевозки. По результатам спецоценки в этих организациях водители потеряли право на дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда.
Что же меняет приказ в оценке условий труда рабочих мест водителей городского пассажирского транспорта? Это, прежде всего, сама организация проведения спецоценки, а также объем измеряемых вредных факторов производственной среды. Теперь при оценке условий труда водителей обязательно должен быть организован специальный рейс на маршруте движения автобуса или трамвая, во время которого и будут подсчитываться все сигналы и сообщения при оценке напряженности трудового процесса. Это измерения дополнительных вредных факторов, которые ранее не учитывались. Например, температурный режим в кабине водителя. Не секрет, что в кабинах часто отсутствует кондиционер, предусмотренная конструкцией печка неисправна или не в состоянии создать нужный температурный режим. Чрезмерное охлаждение или нагрев тела водителя в итоге может быть причиной ДТП. Позаботиться об улучшении условий труда должен работодатель, а пока профсоюз может и должен реализовать свои защитные функции. Именно так поступил профсоюз и работодатель в ПАТП-3 г. Тольятти. Не согласившись с результатами, они обратились в инспекцию по труду. В настоящее время материалы оценки рабочих мест проходят процедуру государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведенной спецоценки.
Этот пример говорит о том, что в ходе спецоценки могут возникать разные ситуации. Если рабочие лишаются льгот, тo профком должен внимательно посмотреть, на каком основании это сделано. И если есть какие-либо сомнения, добиваться экспертизы качества спецоценки. Или даже отмены ее результатов, если допущены явные нарушения.