Поиск по сайту

Областной союз «Федерация профсоюзов Самарской области»

«Когда кажется, что нам не взять высоту, мы поднимаем планку выше!»

07 октября 2016 12:16

IMG_0700.jpgВ пятницу, 7 октября, во всемирный день действий профсоюзов «За достойный труд!», одновременно со всеми субъектами Российской Федерации в здании правительства Самарской области состоялось внеочередное расширенное заседание региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ПЕРЕГОВОРОВ
   В 2016 году году исполняется 25 лет со дня принятия Указа Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», который заложил основы формирования системы социального партнерства в Российской Федерации. За эти годы социальное партнерство в России утвердилось как важнейший институт согласования интересов работников, работодателей и государственной власти в сфере регулирования социально-трудовых отношений. В рамках социального партнерства принимаются решения по основным вопросам экономической и социальной жизни страны, регионов и организаций.
   Однако глобальные изменения в экономике и на рынке труда диктуют необходимость постоянного совершенствования сложившейся системы социального партнерства. Особенно эта задача становится актуальной в настоящее время в условиях поиска решений, обеспечивающих восстановление роста экономики нашей страны.
В связи с этим 7 октября 2016 года во всех без исключениях регионах Российской Федерации состоялись заседания трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, на которых была проанализирована деятельность комиссий и выработаны предложения по повышению эффективности социального партнерства на всех уровнях.

БЛАГО ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
   В Самарской области заседание областной трехсторонней комиссии прошло в здании регионального правительства. Открывая мероприятие, первый вице-губернатор - председатель правительства Самарской области Александр Нефедов подчеркнул, что на протяжении многих лет правительство региона тесно сотрудничает с Федерацией профсоюзов Самарской области и Союзом работодателей Самарской области. 
«Главная цель нашей совместной работы - инвестиции в человеческий капитал, повышение социальной защищенности граждан и создание условий для организации новых рабочих мест. Для этого сторонами реализуется комплекс совместных мер, среди которых - модернизация и повышение конкурентоспособности экономики Самарской области, а также эффективное использование экономического потенциала, стимулирование инновационной активности. Практика последних лет убедительно доказала, что социальное партнерство оказывает благоприятное влияние на экономику региона, поскольку совместная конструктивная и взаимодополняющая работа партнеров способствует формированию здоровой деловой атмосферы, развитию региона в целом и повышению уровня жизни населения губернии. Уверен, дальнейшее конструктивное сотрудничество всех сторон отразится на благополучии наших граждан, стабильной социальной обстановке и улучшении экономического положения региона», - сказал Нефедов.

НАБОЛЕВШИЙ ВОПРОС
   В свою очередь председатель Федерации проф­союзов Самарской области Павел Ожередов заметил, что на практике далеко не все так гладко, как хотелось бы. Прежде всего он коснулся темы заработной платы, ее повышения с целью сохранения в условиях инфляции покупательной способности, обеспечения ее поступательного роста. 
    «Одной из причин низкой цены труда проф­союзы видят в том, что уровень заработной платы в России занижен по сравнению с рыночной стоимостью труда, - заявил Ожередов. - Рынок у нас главенствует во всем, кроме оплаты труда. Первопричиной заниженной цены труда является неоправданно низкий минимальный размер оплаты труда, который согласно Трудовому кодексу должен обеспечивать уровень прожиточного минимума трудоспособного населения, но только его поэтапное повышение не достигает этих параметров на протяжении вот уже почти 20 лет. Правительством России планируется только к 2020 году достичь равенства МРОТ и прожиточного минимума, что не устраивает наших граждан. Трудовым кодексом России предусмотрена возможность установления регионами минимальной заработной платы. Разумеется, мы рассматриваем ее установление в размере, превышающем государственный минимум. В Самарской области еще в сентябре 2007 года должно было быть подписано Соглашение о региональной минимальной заработной плате по решению областной трехсторонней комиссии от 8 августа 2007 года. Однако выполнения решения комиссии не состоялось. Федерация профсоюзов постоянно поднимает этот вопрос на всех уровнях социального партнерства на протяжении 9 лет».
   В то же время этот вопрос профсоюзы не считают бесперспективным. По итогам коллективно-договорной кампании 2015 года 44% коллективных договоров организаций реального сектора экономики уже содержат условия равенства минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. 
    «Рассматривая этот вопрос, нам всем необходимо помнить, что без стремления к росту рекорды не достигаются. Таким «рекордом» региона должно стать заключение соглашения о минимальной заработной плате и стремление к его выполнению. На этот счет приведу фразу из последнего послания губернатора Николая Ивановича Меркушкина: «Когда кажется, что нам не взять эту высоту, мы поднимаем планку выше», - резюмировал Павел Ожередов.

НЕ УМАЛЧИВАЯ О ПРОБЛЕМАХ
   Профсоюзы со столь же пристальным вниманием настаивают на том, чтобы законодательно вернуть в Трудовой кодекс РФ норму невключения в минимальный размер оплаты труда доплат и надбавок за условия труда, что происходит сегодня повсеместно, в том числе и в бюджетной сфере. «По твердому убеждению профсоюзов, ныне действующая норма гарантированного минимума заработной платы, включающая в себя вознаграждение за труд, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, противоречит ст. 37 Конституции РФ, - сказал Ожередов. - Считаем также необходимым внести дополнение в ст. 134 ТК РФ, предусмотрев обязательность индексации заработной платы не ниже уровня инфляции в целях недопущения снижения ее покупательной способности. Мы намерены решать эти вопросы через вновь избранных депутатов».
  Председатель ФПСО отметил и еще одну проблему в трудовых отношениях: нарушение прав работников на своевременную оплату труда. «Задолженность по выплате заработной платы, порожденная в начале 90-х, все еще имеет место быть вопреки трудовому законодательству. Проблему мы видим еще и в том, что работодатели, нарушающие трудовые права работников, скрывают факты задержки заработной платы, не подавая соответствующую информацию в органы статистики. Порой получается абсурдная ситуация, когда, по данным статистики, задолженности по оплате труда нет или она минимальная, в то время как согласно мониторингам Государственной инспекции труда, прокуратуры, министерства труда, профсоюзов такая задолженность есть и она в разы выше статистических данных», - заявил Ожередов.
   В своем выступлении профлидер осудил практику увольнения излишнего персонала не через процедуру сокращения, предусматривающую определенные гарантии и выплаты работникам, частично нивелирующие ситуацию с потерей работы, а через увольнение по соглашению сторон. Коснулся Павел Ожередов и вопросов безопасности труда, обратив внимание на одну из его составляющих - специальную оценку условий труда. «С изменением методологии ее проведения, упразднением ряда оцениваемых факторов труда фактически снижается уровень гарантий работникам при не изменившихся физическом состоянии и условиях труда на рабочем месте. В то же время законодательство предусматривает возможность сохранения для таких работников ряда льгот и компенсаций за условия труда из средств организаций. Поэтому и работодателям, и профсоюзам следует внимательнее подходить к этим вопросам и решать их через условия коллективных договоров. Это и забота о людях, и оценка такой заботы работниками добросовестным, продуктивным трудом».

ПОРУЧЕНИЯ РОЗДАНЫ
   Тем не менее, несмотря на озвученные проблемы и недоработки, Самарской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений было отмечено, что благодаря взаимодействию сторон сделано достаточно позитивных шагов. В частности, удалось не допустить в регионе роста социальной напряженности (ни одна из возникших в организациях Самарской области с 2006 года и по настоящее время конфликтных ситуаций не переросла в коллективный трудовой спор). Эффективное взаимодействие в рамках выстроенной в регионе системы социального партнерства в существующих сегодня экономических условиях объективно необходимо как для защиты интересов трудящихся, так и для успешного развития предпринимательства, обеспечения устойчивой работы предприятий, поскольку поиск и выработка взаимоприемлемых решений наилучшим образом достигаются путем переговоров между ними.

   Самарская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендовала сторонам социального партнерства в Самарской области, следуя принципам социального партнерства, способствовать развитию и повышению эффективности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, направленных на создание благоприятных условий для эффективного, производительного труда. 
   Правительству Самарской области, органам местного самоуправления и работодателям в Самарской области, региональным отраслевым профсоюзам в пределах своих полномочий было поручено активизировать работу по реализации Распоряжения губернатора Самарской области от 06.02.2015 № 44-р «О мерах по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, профсоюзных организаций и их объединений в Самарской области». 
   Также было решено принять дополнительное соглашение к Самарскому областному трехстороннему соглашению между правительством Самарской области, Федерацией профсоюзов Самарской области и региональным объединением работодателей «Союз работодателей Самарской области» о регулировании социально-трудовых отношений в 2015 - 2017 годах, изложив пункт 5.2. в следующей редакции: 
    «5.2.1. Привлекать представителей Сторон к участию в работе комиссий, рабочих групп, образованных органами исполнительной власти Самарской области, при рассмотрении социально значимых вопросов.
    5.2.2. Органам исполнительной власти Самарской области направлять разработанные ими проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, документы и материалы, необходимые для их обсуждения, на рассмотрение в Самарскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. Установить срок их рассмотрения комиссией 30 дней».
Органам местного самоуправления было рекомендовано рассмотреть возможность дополнения территориальных трехсторонних соглашений о регулировании социально-трудовых отношений обязательством органов местного самоуправления по направлению разрабатываемых ими нормативных, правовых и иных актов в сфере труда, на рассмотрение в соответствующую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. 
   Главам муниципальных образований в Самарской области поручено организовать работу по подтверждению полномочий территориальных объединений работодателей и оказанию содействия в приведении их организационно-правовой формы в соответствие с действующим законодательством.
   Наконец, сторонам социального партнерства Самарской области было рекомендовано рассмотреть предложения о возможности заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате в Самарской области с учетом социально-экономических условий.

Дмитрий АЛЕКСЕЕВ


Все новости

Новости

11 октября 2024 года состоялась выездная юридическая консультация для членов первичной профсоюзной организации «Тольяттикаучук»

Членам профсоюзов были даны разъяснения по вопросам трудового, наследственного, жилищного права, пенсионного, семейного законодательства, а также о порядке приватизации недвижимого имущества и установления стат...

11 октября 2024 15:44

Все новости
00:00