Поиск по сайту

Областной союз «Федерация профсоюзов Самарской области»

Единства сила

22 января 2015 14:15

Единства сила

Объединяться и работать

Речь идет о тех отраслевых профсоюзах, которые сегодня не живут, а выживают, имея в своих рядах 500-1000 членов профсоюза. Чтобы наладить работу и увеличить численность, нужен опытный и деятельный оргработник, но – вот незадача! – чтобы его нанять, необходимы деньги. А их как раз и нет. Потому что членских взносов как таковых тоже нет. Что уж говорить о квалифицированных юристах и техническом инспекторе труда, которые необходимы в каждом профсоюзе. В чем проблема, спросите вы? Закрыть их, и дело с концом. Но нельзя же оставить те несколько сотен членов профсоюза, которые искренне поверили в трудовое движение. Вот и происходит бой с тенью. Есть еще один выход – объединение смежных профсоюзов. Одна сильная организация, большой штат специалистов, реальная помощь людям и, как следствие, - пополнение рядов профактивистами. Но и тут есть свои палки в колесах.

- И малочисленные центральные комитеты, и малочисленные обкомы не хотят терять свои взносы, - объясняет председатель Волжской территориальной организации общероссийского профсоюза авиационных работников Анатолий Варисов. – Надо объединять, но объединять на уровне центральных комитетов, через Москву. С нами делились опытом коллеги из Дании, Германии. У них тоже есть маленькие профсоюзы, которые обычно присоединяются к одному большому, потому что у него есть и учебные центры, и штат юристов, и забастовочные фонды. Если говорить про нас, на федеральном уровне несколько лет назад была создана Ассоциация профсоюза работников транспорта и связи. Центральные комитеты, входящие в нее, выделяют людей для участия в трехсторонней комиссии, постоянно поддерживают друг друга. Это не полное слияние, но все равно шаг вперед. 

Кстати, на областном уровне попытки такого объединения были. Как рассказывает председатель Средне-Волжского бассейнового комитета профсоюза работников водного транспорта РФ Владимир Логинов, несколько лет назад моряки, рыбники и докеры разговор о структурных изменениях завели, но дальше этого дело не пошло. 

- Сразу встал вопрос, как будут делиться взносы с первичных профсоюзных организаций. Каждый хотел быть главным, - рассказывает Владимир Логинов. – Мы и сейчас готовы к объединению, тем более на федеральном уровне оно произошло. Я выходил к авиаторам и автомобилистам с предложением объединиться, чтобы иметь на 3-4 обкома одного технического инспектора, правового инспектора. Мы поговорили, но опять дальше не пошло. Мое мнение: надо делать хорошие, мощные обкомы, чтобы нормально работать. 

Об этом же, видимо, подумали и представители областных комитетов профсоюза работников АСМ и машиностроителей. Самарская областная профсоюзная организация работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ в последние годы по количеству членов профсоюза среди лидеров – согласно статистическим данным за 2013 год, это почти 66 тыс. членов профсоюза. Чего не скажешь о Самарской областной организации профсоюза машиностроителей России, где всего насчитывается около 4000 членов профсоюза. 

- У нас начинался этот процесс, для подготовки к объединению была создана специальная комиссия, но переговоры, к сожалению, не нашли логического завершения: не были достаточно четко продуманы интересы всех организаций, - объяснил «Народной трибуне» председатель Самарской областной профсоюзной организации работников АСМ Александр Меньшиков. – Если машиностроители имеют более компактные организации, то у нас присутствуют такие гиганты, как «АвтоВАЗ», «Горьковский автозавод», «Камаз», «ПАЗ», где проводится достаточно специфическая работа. На том этапе не было достигнуто взаимопонимания, но на местах возникает необходимость объединения. Причина, наверно, в одном: мы имеем организации, у которых численность невысокая, и организовать эффективную работу в них практически невозможно. 

Конечно, если в областном комитете работает один председатель, а у него на подхвате – только бухгалтер, говорить о хороших результатах не приходится. 

- Этот вопрос достаточно болезненный, он вызывает много проблем юридических, которые нужно соблюсти, - продолжает Меньшиков. – Пути разные. Это и традиционное объединение, и присоединение. Во Владимирской области было принято такое решение, сейчас один председатель возглавляет и обком профсоюза машиностроителей, и обком профсоюза автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. 

Разговор об объединении этих двух областных комитетов на уровне нашего региона недавно возобновился с подачи председателя Федерации профсоюзов Самарской области Павла Ожередова. Вновь создается комиссия, члены которой будут обсуждать и разрабатывать новые предложения. 

Рефлекс местничества

Как ни странно, председатели тех самых малочисленных областных комитетов, которым вроде бы нужна поддержка, дружно выступают против объединения. Или вовсе отказываются от комментариев. И причины называют одни и те же. Первая и самая распространенная: центральные комитеты. Мол, если мы от них уйдем, они потеряют и членов профсоюза, и взносы. А это не есть хорошо. Смысл ясен, ведь ЦК поддерживают свои «дочерние» комитеты на федеральном уровне, и обижать их никому не хочется. Но что же делать рядовому члену профсоюза, пока наверху идут разборки? Ведь это именно он платит взносы и хочет получать какую-никакую отдачу. А как его защитят, если в аппарате обкома нет ни юристов, ни инспекторов по труду? Конечно, можно обратиться за помощью в Федерацию профсоюзов. Но тогда и областной комитет уже будет не нужен. 

Вторая популярная причина – личность председателя. То есть, малочисленные обкомы держатся только на них, уйдет лидер, и все распадется. Относиться к этому можно двояко. С одной стороны, если отрасль разрушается, членов профсоюза все меньше, и найти достойную замену председатель обкома не может. Или не хочет? Ведь некоторые лидеры пенсионного и предпенсионного возраста просто «досиживают» срок, не стремясь выполнять свои прямые обязанности. Задайте себе вопрос: а правильно ли это? И имеет ли право человек, который не создавал профсоюз, разрушить его по собственной прихоти? Это ответственность председателя, но страдают в результате, опять же, только члены профсоюза, которых выбрасывают за порог, как надоевших котят. 

- Нужно разговаривать с каждым, кто попадает в такую ситуацию, - считает председатель Самарского регионального общественного отделения российского профсоюза работников культуры Ольга Грошева. – Узнать, какой они видят выход из ситуации. Если человек скажет, что у него все нормально, - это одно. А если признается, что столько всего делает, но не все получается, и ему нужна помощь – это совершенно другое. Нужно смотреть потенциал каждой организации, насколько можно ее увеличить, кого еще можно привлечь. Но сам профсоюзный лидер не всегда может один с этим справиться.  

На федеральном уровне, кстати, с объединением тоже не торопятся. В апреле 2011 года стали одним целым три профсоюза гражданских служащих Вооруженных Сил России. Еще раньше (в 1995 году) объединились профсоюз машиностроителей и приборостроителей с профсоюзом машиностроителей, после чего возник профсоюз машиностроителей РФ. По сути, эти два примера – единственные за время существования ФНПР, не считая ассоциаций профсоюзов смежных отраслей, о которых мы говорили выше. Тем временем, работодатели вовсю создают объединенные корпорации, холдинги, с которыми все сложнее бороться разрозненными силами.

- Мне кажется, объединению мешает формат местничества, существующий даже не у руководителей профсоюзов, а у руководителей многих областных комитетов, - не раз высказывал свою позицию секретарь ФНПР Александр Шершуков. – Не секрет, что участие отраслевых профсоюзов в качестве структур, работающих на уровне региона, свелось к наличию в нем председателя и полставки бухгалтера. Но все равно люди продолжают отстаивать иллюзорную самостоятельность, которая в данном случае члену профсоюза ничего не дает. 

Говорить и спорить на эту тему можно до хрипоты, только вот сути это не меняет: профсоюзам нужно стать сильнее, чтобы не просто выжить, но достойно существовать в современном мире. И объединение и укрупнение смежных профсоюзов может стать твердой ступенью на этом пути. Но подходить к нему нужно деликатно, чтобы никто не пострадал, и, самое главное, – чтобы не пострадало наше общее профсоюзное дело. 

КОММЕНТАРИЙ

Председатель Федерации профсоюзов Самарской области Павел Ожередов:

- У нас есть малочисленные профсоюзы, где работают только председатель и бухгалтер. Нет ни правового, ни технического инспекторов. И те основные вопросы, которые нужно решать согласно Уставу, не решаются. Если начнется процесс объединения, объединятся только аппараты областных комитетов, членам профсоюза не придется переписывать заявление. Объединив профсоюзные взносы малочисленных обкомов, мы получим нормальный аппарат, который реально будет помогать членам профсоюза. 

ПОСТСКРИПТУМ

В ноябре 2014 года Постановлением Президиума ФПСО была создана рабочая группа по проведению анализа деятельности малочисленных отраслевых профсоюзных организаций. В рабочую группу вошли представители и крупных, и малочисленных профсоюзов, а также специалисты Федерации профсоюзов Самарской области. Этот вопрос будет обсуждаться и на предстоящем очередном Съезде ФНПР в феврале 2015 года. «Народная трибуна» будет следить за развитием событий.


Все новости

Новости

3 декабря в городе Тольятти состоялась XIX Отчётно-выборная конференция первичной профсоюзной организации АО «АВТОВАЗ» АСМ РФ, участие в которой принял председатель Федерации профсоюзов Самарской области Дмитрий Геннадьевич Колесников

В работе конференции также приняли участие президент Федерации независимых профсоюзов России Михаил Викторович Шмаков и председатель Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ...

03 декабря 2024 13:00

5

Поздравление председателя Федерации профсоюзов Самарской области с Днём юриста

Уважаемые работники юридической сферы! Примите поздравления с профессиональным праздником!

03 декабря 2024 09:00

Все новости
00:00