Об утверждении Положения "О проведении независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников"
19 ноября 2015 14:19
Ф Н П Р
общественная организация
Федерация профсоюзов Самарской области
ПРЕЗИДИУМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19.11.2015 г. Самара № 2-2
Об утверждении Положения
«О проведении независимой
экспертизы условий труда
и обеспечения безопасности
работников»
Заслушав и обсудив информацию главного технического инспектора труда Федерации профсоюзов Самарской области Ольги Владимировны Буценко об утверждении Положения «О проведении независимой
экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников»
ПРЕЗИДИУМ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Информацию главного технического инспектора труда ФПСО Буценко О.В. принять к сведению.
2. Утвердить Положение «О проведении независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников» (далее Положение) (приложение № 1).
3. Членским организациям ФПСО:
3.1. Проинформировать и распространить среди первичных профсоюзных организаций данное Положение.
3.2. Активизировать профсоюзный контроль за проведением работы по специальной оценке условий труда со стороны профкомов и уполномоченных (доверенных) лиц.
4. Главному техническому инспектору труда ФПСО (Буценко О.В):
4.1. Обобщать и анализировать информацию о проведении специальной оценке условий труда на основе информации членских организаций.
4.2. Освещать в газете «Народная трибуна» и на сайте ФПСО информацию о значимости специальной оценки условий труда и работе проводимой ФПСО в данном направлении.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Федерации профсоюзов Самарской области Колесникова Д. Г.
Председатель П.Г.Ожередов.
Приложение №1
к Постановлению
Президиума ФПСО
№ 2-2 от 19.11.2015 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении независимой экспертизы условий труда
и обеспечения безопасности работников
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Проведение независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников, установленной статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, направлено на реализацию конституционных прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
1.2. Независимая экспертиза условий труда и обеспечения безопасности работников (далее независимая экспертиза) проводится технической инспекцией труда Федерации профсоюзов Самарской области (далее ФПСО) в соответствии со статьей 370 Трудового Кодекса РФ, п.5. статьи 20 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в целях реализации прав работников на обращение в профессиональные союзы по вопросам охраны труда получения достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
1.3. Основной целью независимой экспертизы является объективная оценка условий труда и обеспечения защиты работников от профессиональных рисков, в том числе обоснование предоставления / непредставления компенсаций и дополнительных гарантий за вредные, тяжелые и (или) опасные условия труда, выработка и реализация мероприятий по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
1.4. Цели независимой экспертизы достигаются путем установления соответствия актов, протоколов, планов мероприятий и иных материалов по охране труда, включая материалы специальной оценки условий труда, фактическим условиям труда на рабочих местах и требованиям нормативных и правовых актов по предоставлению компенсаций и дополнительных гарантий за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, соблюдению работодателем режимов труда и отдыха и допуска отдельных категорий работников к самостоятельному исполнению трудовых обязанностей.
1.5. Проведение независимой экспертизы содействует:
- обеспечению защиты работников от профессиональных рисков, в том числе путем предоставления компенсаций и дополнительных гарантий за работу во вредных, тяжелых и (или) опасных условиях труда.
- совершенствованию принятых решений и запланированных мероприятий в действующих локальных нормативных актах работодателя по вопросам нормализации и улучшения условий труда, профилактики и защиты от профессиональных рисков работников, занятых во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.
- оказанию методической и практической помощи работникам, членам профсоюза и первичным профсоюзным организациям по вопросам условий и охраны труда.
1.6. Объектами независимой экспертизы являются:
- фактические условия труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве (производственной травме) или профессиональному заболеванию.
- качество проведения специальной оценки условий труда (далее СОУТ) рабочих мест включая необходимые для СОУТ документы и локальные нормативные акты работодателя;
- правильность предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- техническое состояние зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также средств индивидуальной и коллективной защиты работников на рабочих местах;
- состояние санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работника (работников);
- установленные режимы труда и отдыха работника (работников);
- локальные нормативные акты предприятия по условиям и охране труда и другие документы.
1.7. Независимая экспертиза осуществляется на основании обращений (заявлений) заявителей:
- членов профсоюзов;
- председателей первичных профсоюзных организаций;
- руководителей членских организаций ФПСО;
- обращений работодателей (при наличии в организации профсоюза).
1.8. Независимая экспертиза осуществляется экспертной комиссией, создаваемой в каждом конкретном случае ее проведения в количестве не менее трех человек. В ее состав входят председатель и члены из числа технических инспекторов труда профсоюзов, специалистов по охране труда, руководителей областных отраслевых профсоюзных организаций, в сферу контроля которого входит организация, материалы которой будут подвергаться независимой экспертизе, внешний эксперт[1] или представитель неаффилированной с работодателем и с заявителем независимой экспертной организации (по согласованию), а также, как правило, работодатель, у которого предполагается проведение независимой экспертизы или его представитель (по согласованию).
В состав комиссии могут быть включены и иные лица в зависимости от условий и сложности предполагаемой экспертизы.
Комиссия принимает свое решение простым большинством голосов всех членов комиссии. В спорных ситуациях решающее значение имеет аргументированное мнение Председателя комиссии.
1.9. Технический инспектор (главный технический инспектор) труда ФПСО в течение 5 дней с момента принятия решения о проведении независимой экспертизы формирует состав экспертной комиссии:
- согласовывает с членской организацией представителя в состав экспертной комиссии;
- готовит проект распоряжения о создании экспертной комиссии.
1.10.Состав комиссии утверждается распоряжением председателя ФПСО.
Председателем экспертной комиссии назначается заместитель председателя ФПСО или председатель постоянной комиссии Совета ФПСО по охране труда и экологии.
II. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
2.1. Для проведения независимой экспертизы заявитель (член профсоюза, председатель первичной профсоюзной организации, уполномоченный по охране труда) уведомляет отраслевую профсоюзную организацию о своем требовании проведения экспертизы.
2.2. Обращается в ФПСО о проведении независимой экспертизы условий труда и (или) обеспечения безопасности работника на конкретном рабочем месте у конкретного работодателя с указанием предмета экспертизы и аргументированного основания необходимости ее проведения.
2.3. На основании обращения заявителя главный технический инспектор труда ФПСО проводит внеплановую проверку конкретного рабочего места, указанного в заявлении, других обстоятельств, вызвавших необходимость (по мнению заявителя) проведения независимой экспертизы.
2.4. По результатам проверки главный технический инспектор труда ФПСО составляет акт проверки и выносит решение о проведении / не проведении независимой экспертизы. В случае выявления конкретных частных нарушений, не требующих проведения независимой экспертизы, главный технический инспектор труда ФПСО выдает работодателю представление об устранении выявленных нарушений и выносит решение об отказе в проведении независимой экспертизы. Если выявленные на основании обращения в ходе проверки нарушения дают основание для более серьезной и детализированной проверки и (или) вызывают сомнения в правильности (достоверности) тех или иных документов, в том числе материалов проведенной СОУТ, главный технический инспектор труда ФПСО принимает аргументированное решение о необходимости проведения независимой экспертизы при условии наличия соответствующих источников финансирования в бюджете и исходя из конкретных обстоятельств, предварительно оценивает возможный объем работ по проведению экспертизы. Решение о необходимости проведения независимой экспертизы принимается с предварительным уведомлением соответствующей членской организации.
2.5. О результатах проведенной доэкспертной работы уведомляются заявитель и работодатель, рабочие места и (или) документация которого подвергались проверке.
2.6. Доэкспертная работа с обращением по вопросу необходимости проведения независимой экспертизы проводится на безвозмездной основе.
III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
3.1. В случае принятия решения о необходимости проведения независимой экспертизы главный технический инспектор труда ФПСО на основании заявления (обращения) заявителя, акта проверки и решения о проведении независимой экспертизы, предварительной оценки возможного объема трудозатрат и финансирования работ по независимой экспертизе приступает к формированию состава экспертной комиссии по независимой экспертизе и организует ее работу.
3.2. Независимая экспертиза условий труда проводится при условии гарантированного возмещения необходимых расходов на её проведение (оплаты работы внешних экспертов на проведение замеров и иных затрат на проведение экспертизы по ее существу). Возмещение расходов на проведение независимой экспертизы осуществляется за счет средств заявителя.
3.3. Комиссия изучает имеющиеся материалы и определяет перечень дополнительных необходимых документов для проведения экспертизы, а также необходимость проведения измерений и оценки факторов производственной среды и трудового процесса на конкретных рабочих местах с целью подготовки экспертного заключения, проводит эту работу, принимает решение (заключение).
В исключительных случаях срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на один месяц.
3.5. По окончании всех процедур независимой экспертизы составляется заключение (приложение № 1) независимой экспертизы, которое должно содержать обоснованные выводы по предмету (по существу) проведенной экспертизы. Заключение составляется в трех экземплярах на бланке ФПСО с подписями председателя и членов экспертной комиссии и заверяется печатью ФПСО.
Один экземпляр заключения направляется заявителю (представителю заявителя) в течение трех календарных дней после подписания заключения.
Второй экземпляр заключения направляется в адрес работодателя (руководителя организации), у которого проводилась независимая экспертиза.
Третий экземпляр заключения остается в ФПСО и хранится 45 лет.
Председатель экспертной комиссии информирует председателя ФПСО о результатах проведения экспертизы и представляет на утверждение председателю ФПСО заключение об экспертизе.
Заключение утверждается в срок, определенный пунктом 3.4. настоящего положения.
Заявитель либо его представитель вправе присутствовать на заседании и участвовать в обсуждении итогов экспертизы.
3.6. По результатам заключения независимой экспертизы, в том числе несоответствия материалов СОУТ фактическим условиям труда на рабочих местах, главный технический инспектор труда выдает представление руководителю организации, в которой проводилась экспертиза.
IV. Участие внешних экспертов и экспертных организаций
4.2. Решение о проведении внешней экспертизы может быть принято председателем ФПСО в случаях сложности экспертной работы, обусловленной отсутствием у специалистов ФПСО технической возможности для ее выполнения.
4.3. Внешняя экспертиза выполняется по договору с ФПСО физическими или юридическими лицами, неаффилированными с работодателем и с заявителем и аккредитованными в качестве экспертов, в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами РФ.
4.4. Кандидатуры для проведения внешней экспертизы конкретных материалов включаются в состав экспертной комиссии дополнительным распоряжением председателя ФПСО.
4.5. Внешний эксперт вправе в 3-дневный срок со дня получения от ФПСО материалов для экспертизы уведомить ФПСО о недостаточности имеющихся материалов для подготовки экспертного заключения, соответствующего требованиям договора и настоящего Положения.
Конкретный перечень необходимых материалов оговаривается сторонами при заключении договора на проведение экспертизы.
4.6. Приемка работ, выполненных внешними экспертами, осуществляется по акту сдачи - приемки работ, подписываемому по окончании рассмотрения соответствующего вопроса и принятии решения.
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Независимо от результатов независимой экспертизы, и результатов проверки главным техническим инспектором труда профсоюза, за заявителем остается право обращения в Прокуратуру Самарской области, Государственную инспекцию труда в Самарской области, и иные органы государственной власти, государственного надзора и контроля.
5.2. В случае несогласия работодателя (руководителя организации), у которого проводилась независимая экспертиза, с ее результатами и отказа исправить выявленные недостатки, заключение независимой экспертизы, включая копии документов заявителя и представление технического (главного технического) инспектора труда ФПСО направляются председателем ФПСО в Государственную инспекцию труда в Самарской области с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении государственных нормативных требований охраны труда и проведении государственной экспертизы качества СОУТ, получивших отрицательные заключения.
5.3. В случае несогласия заявителя материалы которого подвергались экспертизе, с экспертным заключением независимой экспертизы последнее может быть обжаловано в суде по существу вопроса.
Приложение№ 1
к Положению о проведении независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников, утвержденного постановлением Президиума Федерации профсоюзов Самарской области от 19 ноября 2015года № 2-2
срок хранения 45 лет
Утверждено |
|||||
Председатель ФПСО |
|||||
|
|
||||
|
|||||
« » |
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф Е Д Е Р А Ц И Я П Р О Ф С О Ю З О В
С А М А Р С К О Й О Б Л А С Т И
Регистрационный номер |
|
|
Дата |
|
|
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о результатах независимой экспертизы условий труда
На основании заявления от |
|
Регистрационный № |
|
|
(дата) |
|
(Регистрационный номер) |
Заявитель: |
|
|
|
|
|
Наименование и адрес организации, материалы которой подвергаются экспертизе |
|
Вид экономической деятельности |
|
Наименование рабочих мест (структурных подразделений), на которые оформлены материалы |
|
Сведения об организации проводящей СОУТ |
|
Сроки проведения СОУТ |
|
Заключение аттестационной комиссии |
|
Настоящим экспертным заключением удостоверяется, что материалы представленные на экспертизу:
|
|
|
|
(перечислить рассмотренные документы) |
СООТВЕТСТВУЮТ (НЕ СООТВЕТСТВУЮТ) требованиям законодательства и |
нормативных - правовых актов по охране труда |
(ненужное зачеркнуть, указать полное наименование нормативных - правовых актов) |
Основание для признания представленных документов соответствующими (не соответствующими) требованиям законодательства и нормативных - правовых актов по охране труда: |
|
Председатель комиссии: |
|
/ |
Члены комиссии: |
|
/ |
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
[1] внешний эксперт - физическое лицо, аккредитованное в качестве эксперта, в порядке, установленном действующими нормативными – правовыми актами РФ.
Документы
30 ноября 2023 15:21
Заседание Президиума ФПСО №28 от 22 июня 2023 года
28-1 Постановление О плане работы ФПСО на II полугодие 2023 годаСкачать228.6 Кбайт
Новости
В Москве в рамках Всероссийской профсоюзной молодежной программы ФНПР состоялся конкурс «Молодой профсоюзный лидер России».
08 декабря 2023 15:05
В мероприятии приняли участие председатель Федерации профсоюзов Самарской области Дмитрий Геннадьевич Колесников, председатель Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Андре...
06 декабря 2023 13:35
Сегодня в здании Дома профсоюзов прошёл День председателя Федерации профсоюзов Самарской области!
На совещании присутствовали представители прокуратуры города Самара и министерства труда занятости и миграционной...
23 ноября 2023 15:22