Все рассмотренные вопросы носят исключительно социальный характер и касаются как в целом социальной политики региона, так и отдельных категорий граждан.
По информации министерства социально-демографической и семейной политики в области более миллиона получателей мер социальной поддержки, которым предоставляется порядка двух миллионов выплат. Необходимо отметить, что на 2021 год бюджетное финансирование на эти цели увеличено почти на треть.
Меры социальной поддержки из федерального и областного бюджетов получают порядка 100 тысяч семей и 200 тысяч детей. Наиболее весомым «пакетом» соцподдержки являются выплаты на детей от 3 до 7 лет. При этом с 2021 года введен дифференцированный подход к оказанию этой меры поддержки семей с детьми. Выплаты, в зависимости от учета критериев нуждаемости, будут составлять от 3,5 до 11 тысяч рублей.
Продолжится вручение подарков новорожденным; проиндексированы ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда и ряду других получателей на 3-3,6 процента. При этом в отношении выплат ЕДВ ветеранам труда с 2021 года почти на 1,5 тысячи увеличена «планка» критерия нуждаемости, что позволит многим ВТ сохранить право на такую меру поддержки, которая могла быть отменена в связи с индексацией пенсии в 2021 году.
Рассмотрены и приняты к дальнейшему обсуждению, анализу и правовому решению согласно необходимым процессуальным действиям, инициативы по вопросам установления мер социальной поддержки в форме ЕДВ участникам одной военной операции за пределами СССР, которая более тридцати лет находилась под грифом «секретно», а также по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, подвергшихся техногенным катастрофам, проживающим в частном секторе и в отношении которых федеральным законодательством такие меры социальной поддержки не предусмотрены.
Инициатива Уполномоченного по правам человека в Самарской области касается внесения изменений в региональный закон о санаторно-курортном лечении отдельных категорий граждан, в частности пенсионеров, путевки которым с 2010 года предоставляются бесплатно с учетом критерия нуждаемости, определенным в 1,5-кратном размере от прожиточного минимума. Этот вопрос стоит на повестке не первый год, но однозначного ответа по нему пока не удается найти. Много факторов присутствуют в данном вопросе, которые необходимо учитывать для принятии решения. Согласно ежегодному мониторингу минсоцдемографии, по одному из предложений Уполномоченного по правам человека о предоставлении путевок с оплатой от 50 до 80 процентов от их стоимости в зависимости от уровня доходности пенсионера, только четверть опрошенных готовы оплатить половину стоимости путевки, а в большем размере лишь единицы. Представителем Уполномоченного по правам человека также отмечена низкая обеспеченность путевками по принятым заявлениям. В результате обсуждения этого вопроса внесение изменений в закон признанно нецелесообразным в силу того, что это мало что изменит. Улучшить ситуацию может более активная работа по реализации закона, а также увеличение уровня его финансирования. А это уже другие вопросы и другие решения.