17 марта 2015 12:16
Итоговый форум был организован в Самаре. В нем участвовали первый вице-президент ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин и руководитель правового департамента – главный правовой инспектор Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Яков Купреев. Работали круглые столы, посвященные вопросам оплаты и охраны труда, технологии производства работ и социальных гарантий. Достижения давались трудно – препятствовала макроэкономическая конъюнктура. Она ухудшилась, и план по грузообороту оказался недосягаемым – выполнили только 97,9%. Зато справились с планами погрузки и пассажирооборота, на 3,6% улучшили показатель производительности труда. Предпосылки этих побед нередко весьма прозаичные – жесткая экономия и ограничение расходов. В том числе за счет сокращения численности персонала и перевода работников на режим неполного рабочего времени. Так, в строительно-монтажном тресте № 9 («РЖДстрой») ликвидированы производственные подразделения, в Деме, Кузнецке и Похвистнево упразднены путевые машинные станции Куйбышевской дирекции по ремонту пути. Прекратил производственную деятельность Саранский вагоноремонтный завод, сокращено около 800 работников. Тем не менее, гарантии социального партнерства оставались в силе. Только по Коллективному договору ОАО «РЖД» на дороге израсходовали за год свыше 6,6 млрд. рублей. В соответствии с утвержденными сметами, профинансированы спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия, корпоративные социальные программы. 36 узловых и 8 дорожных спортивных мероприятий охватили более трех тысяч человек, а дорожная организация профсоюза провела этап Всероссийских игр РОСПРОФЖЕЛ «Спорт поколений». Предприятия предоставляли работникам льготные клубные карты для занятий в физкультурно-оздоровительных центрах. На эти цели израсходовано 8,4 млн. руб., выдано почти 1,5 тысячи карт. - Однако это почти в два раза меньше, чем в 2013 году, – обратил внимание председатель Дорпрофжел Михаил Миронов. Решались жилищные вопросы работников. - В течение 2006-2014 годов, благодаря финансовой поддержке компании, более 2066 работников улучшили жилищные условия, - сообщил Сергей Соложенкин. Он также напомнил, что молодым семьям при рождении первого ребенка компания оплачивает стоимость 10 м² жилья, при рождении второго субсидирует 14 м², при рождении третьего и последующих – 18 м². Обеспечивался летний отдых детей. В его организации участвует профсоюз. Путевки льготные. В прошлом году в лагерях побывали около 3,4 тысячи ребят, еще 543 съездили на море, причем 150 путевок, в том числе для 50 воспитанников школы-интерната РЖД, профинансировал профсоюз. По словам Сергя Соложенкина, социальный пакет работников ОАО «РЖД» остается одним из лучших на российском рынке труда. Сложнее с зарплатами железнодорожников. В прошлом году их проиндексировали только на 2,63%. - Сегодня индексацию приходится «пробивать» путем длительных переговоров. Порой, не всегда успешных. Поэтому РОСПРОФЖЕЛ выступил с инициативой законодательно обязать всех работодателей индексировать зарплаты не реже одного раза в год на уровне не ниже фактической инфляции. За это предложение проголосовали уже более 80 тысяч человек, - сообщил Михаил Миронов. По итогам года, среднемесячная зарплата на дороге с учетом неотработанного времени в режиме неполной занятости вышла на последнее место по сети и в реальном исчислении снизилась, что не могло не отразиться на динамике текучести кадров. Самые высокие показатели в дирекциях по ремонту тягового подвижного состава (18,1%), инфраструктуры (12,5%) и по ремонту пути (12,1%). Среди основных профессий наибольший рост текучести у ремонтников инженерных сооружений (+7,8%), осмотрщиков вагонов (+4,6%) и у составителей поездов (+3,7%). Зафиксирован дефицит машинистов тепловозов, монтеров пути, электромехаников контактной сети и ряда других профессий. Вместе с тем, в дирекциях тяги, связи, железнодорожных вокзалов, моторвагонного подвижного состава текучесть персонала снизилась. Чтобы повлиять на ситуацию, применяются различные меры материального стимулирования работников. Например, монтерам пути в дистанциях Самара, Кинель, Жигулевское море, а также осмотрщикам вагонов эксплуатационного вагонного депо Кинель, предоставляется компенсируемый социальный пакет (оплата части расходов на выбор). Монтеры в 17 из 24 дистанций пути, работники дистанции инженерных сооружений и осмотрщики вагонов получают зональные надбавки к окладам в размере 9-40%. Однако эти меры не всегда эффективны. Так, среди монтеров пути самая высокая зарплата в Уфимской дистанции – более 28 тысяч рублей, но и текучесть здесь наибольшая – 32%, так как в столице республики зарплаты у равнозначных профессий выше на 15%. Михаил Миронов доложил делегатам о работе, которую проводит профсоюз в рамках общественного контроля над соблюдением коллективных договоров. В частности, в вопросах оплаты и охраны труда, обеспечения спецодеждой и инструментом, улучшения производственного быта. - Нормы коллективных договоров об объемах средств на охрану труда выполнили почти все структуры холдинга. Выделено почти 780 млн. рублей без учета средств на приобретение СИЗ и оплату медосмотров, - рассказал профсоюзный лидер. Технические и правовые инспекторы Дорпрофжел без дела в минувшем году не оставались: провели сотни проверок, выявляли нарушения, выписывали представления об их устранении. Работникам возвратили более 25 млн. рублей, отменено более 40 неправомерных приказов о наложении дисциплинарных взысканий. За нарушение трудовых прав к дисциплинарной ответственности привлечено 13 должностных лиц. В завершение форума Сергей Соложенкин обрисовал некоторые перспективы деятельности дороги. Он напомнил, что в компании утверждена стратегия развития до 2030 года. Ставки сделаны на клиентоориентированность, повышение эффективности производственных процессов и укрепление корпоративной культуры. Будет продолжена оптимизация численности персонала. А профсоюзу нужно больше обращать внимания на вопросы профилактики нарушений трудовой дисциплины, помогать в борьбе с хищениями.