12 августа - День Военно-воздушных сил России. Его празднуют представители не только военной, но и гражданской авиации. В честь праздника публикуем несколько интересных фактов о профессии.
· В самых первых военных самолетах не было приборов, позволяющих определять местонахождение противника, и летчикам приходилось постоянно вертеть головой по сторонам. Чтобы воротничок формы не натирал шею, в обмундирование были введены шелковые шарфы. Некоторые летчики до сих пор их используют, в знак уважения традиций.
· Согласно наблюдениям, по инверсионному следу, остающемуся после самолета, можно предсказать погоду. Широкий и густой след предвещает ухудшение погоды.
· Черный ящик на самом деле представляет собой записывающее устройство, которое расположено в ударопрочном контейнере. Чтобы его было легко найти в случае катастрофы, его выкрашивают в ярко-оранжевый цвет.
· Во время Первой мировой войны в боевой авиации, кроме бомб и ракет, применялись еще и флешетты - металлические дротики в виде карандаша, заостренные на конце. Их выбрасывали из специальных кассет. Достигая земли, они развивали убойную силу и скорость, благодаря чему эффективно поражали скопление пехоты. Их приближение сопровождалось характерным свистом, что служило дополнительным методом психологической атаки против людей и лошадей.
· До изобретения радаров для обнаружения приближающихся самолетов использовали большие микрофоны, устройство которых напоминало стетоскоп. Их прослушиванием занимались специально обученные операторы - «слухачи».
· Военно-воздушные силы Российской Федерации ежедневно выполняют множество важных стратегических задач: следят за неприкосновенностью воздушных и космических границ государства, принимают участие в международных конфликтах, одной из сторон которых является Российская Федерация.
· Выражение «Как фанера над Парижем» встречается в литературных источниках с середины 1970-х годов. Вероятнее всего, своим появлением оно обязано фильму 1975 года «Воздухоплаватель» - биографической драме о борце и артисте цирка Иване Заикине, который решил бросить все и стать авиатором. Он отправляется учиться в Париж, и в одном из эпизодов ему удается подняться в небо на фанерном аэроплане.
· В годы Второй мировой войны в СССР велась работа над созданием летательного аппарата на базе танка А-40. В ходе летных испытаний танкопланер буксировался самолетом ТБ-3 и смог подняться на высоту 40 метров. Предполагалось, что после отцепления буксировочного троса танк должен самостоятельно планировать в нужную точку, сбрасывать крылья и сразу вступать в бой. Проект закрыли из-за отсутствия мощных буксировщиков, которые были необходимы для решения более важных задач.