Жизнестойкость профсоюзных организаций, индексация заработной платы, обратная сторона аутсорсинга и главные векторы текущих дел профсоюза стали темой встречи заместителя председателя РОСПРОФЖЕЛ Андрея Карабанова с активом дорожной территориальной организации профсоюза на Куйбышевской железной дороге.
Как отметил Андрей Карабанов, повестку дня диктуют вызовы времени, и не только пандемия. Одна из главных тем - борьба за сохранение профсоюзных звеньев в условиях реструктуризации отрасли. Продажа и передача предприятий и компаний в частные руки стала серьезной проверкой на жизнестойкость для производственных «первичек».
Есть прецеденты, когда новые собственники категорически выступают против их существования. Работодатель давит, активно и открыто ведет информационную войну против профсоюза. Профсоюзные инспекции на предприятия не допускают. В результате на ряде предприятий профсоюзные организации, не выдержав административного давления, де-факто прекратили существование.
Однако оценив свое социальное положение в новых условиях работы, люди высказывают негодование и обиды на то, что профсоюзные активисты не смогли их своевременно убедить в необходимости сохранять единство и, в конечном итоге, сохранить профсоюзную организацию.
Сегодня можно наблюдать обратный процесс, когда работники выражают стремления вернуть статус-кво, то есть воссоздать профсоюзную организацию и ее выборные органы. Недавно на одном крупном предприятии это сделать получилось. Работодателю уже направлено приглашение начать переговоры о подписании коллективного договора.
Андрей Карабанов сообщил, что ближайший пленум ЦК обсудит пакет рекомендаций профсоюзному активу и трудовым коллективам о вариантах действий в подобных кризисных ситуациях.
Еще одним предметом внимания профсоюза является процесс оптимизации численности персонала, нацеленный на повышение производительности труда. Здесь позиция РОСПРОФЖЕЛ неизменна: недопустимо повышать производительность труда исключительно за счёт сокращения штата. Оптимизация не может проводиться бесконечно. Она вызывает сомнение, если не сопровождается внедрением эффективных технологий и нового оборудования.
Негативно, по крайней мере, очень осторожно профсоюз относится к аутсорсингу. Немало фактов, когда аутсорсеры выигрывают конкурсы, не имея ни навыков работы, ни оборудования, а производственную деятельность начинают с ликвидации социальных льгот и гарантий, снижения заработной платы. «Пока мы не встретили ни одного трека, который бы убедительно зафиксировал положительный финансовый результат от передачи работ на аутсорсинг», - заметил Андрей Карабанов.
На особом контроле ЦК индексации зарплат. Заявленное увеличение зарплат в РЖД с 1 октября в профсоюзе «опережающим» не считают, а воспринимают как погашение отставания в 2020 году. К тому же существенно набрали обороты инфляционные процессы, и это обоснованный повод договариваться о, как минимум, еще одной индексации в ноябре-декабре.
Андрей Карабанов отметил, что с подачи профсоюза компания РЖД обратила внимание на перекосы в системе оплаты труда в некоторых структурных единицах, особенно в разрезе рабочих профессий. Запущен мониторинг в этой сфере, в том числе и анализ текучести кадров. Прежде всего, речь о путейских предприятиях в дирекциях инфраструктуры. Анализ уже показал, что на ряде дорог заработная плата монтеров пути ниже, чем у работников родственных профессий в муниципалитетах.