Борьба с нарушениями прав работников будет продолжена!
15 декабря 2015 12:16
«Рассмотрев совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Самарской области письмо от 08.10.2015 № 543/3 о резолюции, принятой на митинге «За справедливую бюджетную политику!», прошедшем 07.10.2015 в г.о. Самара, направляем Вам информацию в части требований участников митинга.
По пункту 1: «Принятие федерального закона о минимальном размере оплаты труда на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения в срок до 2017 года»
Согласно ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения. При этом ст. 421 ТК РФ предусматривает, что порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до величины прожиточного минимума для трудоспособного населения должны быть установлены федеральным законом. В настоящее время такой закон не принят. При этом в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» ежегодно вносятся дополнения в части увеличения МРОТ. В настоящее время Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработан проект федерального закона об увеличении МРОТ с 1 января 2016 года на 4% до 6204 руб.
По пункту 2: «Подписание Самарского областного соглашения о минимальной заработной плате на уровне прожиточного минимума для трудоспособного населения с 1 января 2016 года»
...Несомненно, подписание соглашения о минимальной заработной плате на уровне прожиточного минимума для трудоспособного населения позволит повысить благосостояние отдельных категорий работников. Однако учитывая напряженную геополитическую обстановку и сложные условия социально-экономического развития экономики как Российской Федерации в целом, так и Самарской области в частности принятие в настоящее время повышенных обязательств по установлению минимальной заработной платы может негативно отразиться на всей экономике региона. В случае подписания соглашения, его действие будет распространяться на всю территорию Самарской области, при этом понимание о возможности выполнения норм соглашения работодателями на текущий момент отсутствует.
Также необходимо отметить, что в 2013 году в целях изучения возможности заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате в Самарской области на базе муниципального района Большеглушицкий Самарской области был проведен эксперимент по установлению минимальной заработной платы работников внебюджетных организаций на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения Самарской области в 1 квартале 2013 года (7668 рублей). Позднее городской округ Отрадный также поддержал инициативу Федерации Профсоюзов Самарской области по проведению подобного эксперимента на территории города. Анализ ситуации по выплате заработной платы работникам внебюджетной сферы, проведенный администрациями названных выше муниципальных образований в октябре 2013 года, январе – феврале 2014 года, июле 2014 года показал, что значительная часть работодателей фактически не выполняли условий действующих трехсторонних соглашений, что привело к массовому нарушению прав работников на оплату труда в полном объеме и не ниже установленного минимального размера.
По подпункту 1 пункта 3: «Недопущение включения в МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат»
При рассмотрении вопроса о недопущении включения в МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат необходимо руководствоваться определениями понятий МРОТ и заработной платы, устанавливаемых действующим федеральным законодательством.
Статьей 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Таким образом, компенсационные и стимулирующие выплаты являются неотъемлемой частью заработной платы.
По подпункту 2 пункта 3: «Недопущение снижения реальной заработной платы»
В текущем году в условиях общей нестабильной макроэкономической обстановки, связанной с введением экономических санкций в отношении России, низким уровнем цен на нефть, волатильности курса рубля к иностранным валютам, ограничениями в привлечении кредитных ресурсов, социально-экономическая ситуация в Самарской области носит достаточно напряженный характер. Действие негативных макроэкономических и геополитических факторов обусловило рост уровня инфляции в регионе, и привело к снижению реальной заработной платы населения, как и по Российской Федерации в целом.
В январе-сентябре 2015 года размер реальной заработной платы к соответствующему периоду прошлого года составил 91%, в том числе в бюджетной сфере - 90,6% (к январю-июню 2014 года). Снижение реальной заработной платы отмечено во всех основных сферах деятельности и муниципальных образованиях Самарской области. При этом в номинальном выражении среднемесячная заработная плата увеличилась на 5,6% до 26,5 тыс. рублей (3-е место в ПФО).
В целях повышения уровня оплаты труда в регионе особое внимание Правительства Самарской области направлено на реализацию Указа Президента № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В текущем году Правительство Самарской области исходит из необходимости недопущения снижения номинальной начисленной заработной платы отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики, повышение заработной платы которым предусматривается указами Президента Российской Федерации, по сравнению с уровнем, достигнутым в среднем за 2014 год.
По подпункту 3 пункта 3: «Недопущение несвоевременной оплаты труда»
...Статьей 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Статьей 145.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за невыплату заработной платы. Меры административной ответственности за нарушения трудового законодательства установлены ст. 5.27 и ст. 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в том числе за соблюдением работодателями полноты и своевременности выплаты заработной платы), осуществляется Федеральной службой по труду и занятости. На ликвидацию задолженности по заработной плате направлена работа комиссии при Правительстве Самарской области по принятию мер по погашению задолженности по заработной плате на территории области. Ее деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, отделением Пенсионного фонда РФ, профсоюзами. В текущем году проведено 9 заседаний комиссии (последнее 18.09.2015), на которых были рассмотрены 28 организаций, из них 3 организации рассматривались дважды. В результате проведенной работы 20 организаций полностью погасили задолженность по заработной плате, 4 организации сократили ее размер. Задолженность по заработной плате в текущем году снижена на 188,2 млн. руб.
По пункту 4: «Сохранение действующего механизма индексации пенсий, пособий, социальных выплат на уровень планируемой инфляции на текущий год»
...Решение об индексации пенсий принимается Правительством Российской Федерации с учетом сложившихся социально-экономических условий развития Российской Федерации и устанавливается федеральным законодательством. В 2016 году размер пенсионного обеспечения неработающим пенсионерам будет проиндексирован дважды. Первое повышение состоится 1 февраля и составит 4%, решение по второй индексации будет приниматься на основе экономической ситуации.
В части индексации пособий, социальных выплат необходимо отметить следующее. Основные усилия Правительства Самарской области направлены на выполнение социальных гарантий и обязательств перед населением области. В текущем году в качестве мер социальной поддержки различных категорий жителей Самарской области производится 125 видов социальных выплат в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, из них из областного бюджета выплачивается 59 видов выплат (в т.ч. 36 социальных выплат из областного бюджета производятся на основании нормативных правовых актов Самарской области, принятых по инициативе Самарской области).
Объем денежных средств в 2015 году для организации социальных выплат составит 18685,7 млн. руб. из бюджетов всех уровней (в 2014 - 17,735 млрд руб., в 2013 - 16,303 млрд руб.), из них 13900,6 млн руб. (74,4%) из областного бюджета, 4,785 млрд руб. (25,6%) - из федерального бюджета.
Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» необходимые для выплаты денежные средства предусмотрены в полном объеме. Социальные пособия, субсидии, компенсации, ЕДВ выплачиваются в полном объеме в соответствии с установленными сроками.
Первый заместитель министра Михаил Николаевич Жданов
КОММЕНТАРИЙ
Павел Григорьевич Ожередов, председатель Федерации профсоюзов Самарской области:
- Мы понимаем, что далеко не все вопросы, поднятые нами на октябрьском митинге, могут быть решены на региональном уровне. И тем не менее важно отметить несколько принципиальных моментов. Так, в отношении подписания соглашения о региональной минимальной заработной плате требования профсоюзов основаны не только на нормах Трудового кодекса РФ, но и на решении по этому вопросу областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений еще от августа 2007 года, которое так и не выполнено. В 2011 году мы с союзом работодателей договорились о подписании такого соглашения с введением его в действие с 1 января 2012 года в отношении работников внебюджетной сферы, чтобы бы как-то сдвинуть вопрос с мертвой точки хотя бы в реальном векторе экономики, понимая, что в отношении работников бюджетной сферы этот вопрос будет решить очень сложно. Однако подписания такого соглашения, которое должно быть трехсторонним при участии власти, так и не состоялось по причине занятой прежним губернатором позиции умолчания. На наш взгляд, невыполнение условий областного трехстороннего соглашения дискредитирует принципы социального партнерства в регионе, не способствует повышению эффективности работы комиссий в городах и районах.
Признанный областной трехсторонней комиссией неудавшимся в 2014 году эксперимент по доведению минимальной заработной платы до прожиточного минимума трудоспособного населения в двух территориях региона, по нашему мнению, «провалился» не из-за несостоятельности вопроса, а по причине неоправданного в период эксперимента жесткого применения штрафных санкций к работодателям, не выполняющим условия соглашений, со стороны государственных контролирующих органов. Кроме того, не все так безнадежно в регионе по повышению минимальной заработной платы до прожиточного минимума, поскольку по итогам коллективно-договорной кампании в организациях Федерации профсоюзов в 2014 году в 44% коллективных договоров организаций внебюджетной сферы такие условия предусмотрены и выполняются.
Повышение оплаты труда работников бюджетной сферы с поэтапным доведением их средней зарплаты до среднеобластной сегодня «привязано» к выполнению майских 2012 года Указов Президента РФ. Выполнение так называемых «дорожных карт» рассматривается ежегодно на последнем заседании областной трехсторонней комиссии. В 2015 году возникли проблемы по отдельным категориям работников, но отраслевые профсоюзы бюджетной сферы тесно взаимодействуют с министерствами в поисках мер повышения оплаты их труда. Однако, обращаю внимание власти и на то, что подобное условие повышения заработной платы бюджетников содержалось в областном соглашении 2012-2014 годов еще до издания Указов Президента России, а также перенесено в действующее областное соглашение на 2015-2017 годы.
В вопросе составляющей минимального размера оплаты труда, в который до 2006 года согласно части второй ст. 129 Трудового кодекса РФ компенсационные и стимулирующие выплаты не должны были включаться, после упразднения этой нормы она стала применяться с точностью наоборот, в том числе главным работодателем в отношении работников бюджетной сферы — государственной власти, с включением в МРОТ названных выплат. Профсоюзы категорически с этим не согласны, доказывая свою правоту на основе Конституции РФ и Трудового кодекса. По определению ст. 129 ТК РФ заработная плата включает три составляющие: вознаграждение за труд, компенсационные выплаты (за условия труда, отклоняющиеся от нормальных) и стимулирующие выплаты. Если из начисленной заработной платы вычесть выплаты компенсационного и стимулирующего характера, получим остаток - «вознаграждение за труд», которое в соответствии со ст. 37 Конституции РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Кроме того, все составляющие заработной платы представляют собой самостоятельные группы выплат, существенно различающихся по их целевому назначению и правовому механизму начисления. По-моему, наши доводы закономерны и вполне убедительны, но упорно не воспринимаются властью, которая к тому подает отрицательный пример другим работодателям в формировании фонда оплаты труда, исходя из включения в МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат. Получается какой-то «заколдованный круг».
На снижение реальной заработной платы оказывает влияние инфляция, и когда она превышает проводимую работодателями индексацию или повышение зарплаты, в том числе согласно условиям коллективных договоров, подписываемых от имени работников профсоюзами, покупательная способность заработной платы уходит в «минус». Это самое плохое, что может происходить в социально-трудовой сфере. Поэтому профсоюзы и выступают за то, чтобы такого не допускалось, а работодатели решали проблемы предприятий не за счет экономии на зарплате работников. Задержка же ее выплаты работникам является не только нарушением Конституции РФ и трудового законодательства, но и недопустимым явлением в трудовых отношениях, против чего профсоюзы боролись и будут бороться до полного искоренения нарушений прав работников в оплате труда.
Документы
25 ноября 2024 10:34
Заседание Президиума ФПСО №4 от 22 октября 2024 года
ПОВЕСТКА ПРЕЗИДИУМА №4Скачать45.5 Кбайт
Новости
Уважаемые жители Самарской области!
03 декабря 2024 18:00
В работе конференции также приняли участие президент Федерации независимых профсоюзов России Михаил Викторович Шмаков и председатель Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ...
03 декабря 2024 13:00
5
Уважаемые работники юридической сферы! Примите поздравления с профессиональным праздником!
03 декабря 2024 09:00