31 Октября 2018

Массовая цифровизация, или как социальное обеспечение вступает в новую эпоху

Уже год как в нашу жизнь вошли электронные больничные листы. Кто-то о них только слышал, кто-то уже успел воспользоваться. Мы решили напомнить жителям о том, что это такое, и как новая форма документа может облегчить жизнь работающему населению.

 

Бегать по поликлинике не придется

 

          - Изначально при введении листка нетрудоспособности законодатели преследовали три основные цели: упростить взаимодействие между всеми участниками процесса (пациент, лечебное учреждение, фонд социального страхования, работодатель), упростить документооборот и уменьшить время на получение электронного листка нетрудоспособности, - отметила на пресс-конференции в «Комсомольской правде» и.о. управляющего отделением Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Елена Кривошеева.

Как отмечают специалисты Фонда, электронный документ дает преимущества всем. Пациенты, например, не смогут потерять или «купить» больничный. Кроме того, все операции с электронным листком нетрудоспособности можно наблюдать в личном кабинете - его статус, оплату. Страхователи тоже могут отслеживать все стадии работы с документом. В личном кабинете есть возможность его заполнять, подписывать и направлять в Фонд социального страхования. Для медицинских организаций плюс в том, что электронный больничный лист не нужно заполнять вручную, и у врачей освобождается дополнительное время на работу с пациентами.

К сожалению, несмотря на все плюсы новшества, Самарская область по оформлению электронных листков нетрудоспособности пока находится только на 30 месте в РФ. Причем, одним из противников процесса цифровизации стали работодатели, которые пока не готовы воспринимать такой больничный лист как официальный документ. Что касается пациентов, они нововведением остаются довольны - ведь им не приходится совершать паломничество по всей поликлинике для сбора подписей и печатей.

- Нам удалось построить существующую информационную систему поликлиники таким образом, что двумя кликами мыши и двумя нажатиями клавиш нам удается заполнить практически все поля электронного листка нетрудоспособности, - отмечает главный врач ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая поликлиника №15» Ирина Назаркина. Это лечебное учреждение взялось за проект одно из первых в Самарской области. - Теперь пациент уходит из кабинета врача с полностью оформленным фактом нетрудоспособности. Его маршрутизация по лечебному учреждению за постановкой печати, дополнительных подписей исключена. На сегодняшний день в этой поликлинике 80% листков нетрудоспособности выдается в электронном виде.

Переживать, что не пошел на работу без официального документа на руках, не придется - участковый врач выдаст справку, в которой указывается, что пациент вышел на больничный по состоянию здоровья. А электронный листок нетрудоспособности участковый врач в этот же день направляет работодателю и в Фонд социального страхования.

- Конечно, любое новшество сначала вызывает недоверие, - комментирует руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Федерации профсоюзов Самарской области Любовь Черний. - Первым таким нововведением была оплата больничных листов напрямую из Фонда социального страхования. Тогда Федерация профсоюзов Самарской области и Фонд социального страхования договорились, что профсоюзы будут отслеживать ситуацию на предприятиях, и любое обращение работника в профсоюз по этому вопросу будет передано в Фонд. Таких обращений, кстати, не было. Сейчас к этому все уже привыкли. Для работника изменилось лишь то, что пособие он получает двумя платежами. За первые три дня болезни от работодателя, остальное - из Фонда социального страхования.

Введение электронных больничных листков профсоюзы также обсуждают и с работниками, и с работодателями.

- Очевидно, что это эффективно, продуктивно, - продолжает Любовь Черний. - Во всех коллективных договорах прописано, что работодатель обязуется своевременно и в полном объеме отчислять страховые взносы. Почему бы через запятую не добавить: а также вступать в электронное взаимодействие с Фондом социального страхования и лечебными учреждениями на предмет введения электронных больничных листов.

 

Полезные серверы

 

            Кроме нового вида больничных листов россиян ожидает еще много изменений в социальной сфере. Например, с 1 января 2019 года полномочия по обеспечению федеральных льготников техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями будет передано Фонду социального страхования. Пока на территории Самарской области этим занимается министерство социально-демографической и семейной политики через центры социального обслуживания граждан.

            - Обращения будут приниматься на личном приеме или через личный кабинет на портале государственных услуг. Алгоритм действий сотрудники Фонда смогут объяснить по телефону, - рассказала начальник отдела страхования профессиональных рисков Фонда Юлия Панченко. - Также можно будет обратиться в многофункциональные центры для передачи заявления, которые затем поступят в региональные отделения. Дальше информация о рекомендациях будет поступать в электронном виде. То есть, для того чтобы получить обеспечение средствами реабилитации, гражданину нужно будет только подать заявление, основной документ Фонд получит в электронном виде. Обеспечение будет производиться и в выплате компенсаций на средства реабилитации, в этом случае потребуется просто предоставить документы, подтверждающие расходы, и сделать это нужно будет на личном приеме.

             Цифровизация социальной сферы идет полным ходом. Так, Фонд социального страхования на базе нескольких пилотных регионов разрабатывает ряд информационных платформ и серверов. Например, мобильное приложение «Социальный навигатор» пока работает в тестовом режиме, но его уже можно скачать с сайта Фонда соцстраха. Здесь есть информация о работе ведомства, о государственных услугах, которые оно оказывает, в скором времени будут перечислены все региональные отделения, филиалы, контактные адреса и телефоны, графики работы. Планируется встроить функцию голосового помощника, чтобы пользователю не пришлось набирать сообщение. Также здесь можно будет рассчитывать пособия и получить информацию о социальных льготах, на которые человек имеет право.

            - Есть также проект, который был протестирован в нескольких региональных отделениях - «Социальный ПИН». В рамках проекта граждане информируются о своих правах по электронной почте, по телефону или посредством sms-сообщений, - поясняет Елена Кривошеева. - Им сообщают, когда необходимо пройти освидетельствование, когда подходит срок замены того или иного изделия. Разработан еще один электронный сервис, который будет тестироваться с января 2019 года в одном региональном отделении - «Цифровой юрист». Этот сервис нужен для того, чтобы ускорить процесс урегулирования споров, возникающих между гражданами и Фондом социального страхования. Также с его помощью можно будет проконтролировать все принятые Фондом решения, качество оказанных услуг, найти различные нормативные, законодательные документы.

 

ЦИФРЫ

 

1,32 млн застрахованных граждан зарегистрировано в Самарской области в 2017 году

960 тыс. листков нетрудоспособности было выдано

35 тыс. бланков было испорчено

43 листка нетрудоспособности оказались поддельными

 

КОНКРЕТНО

Статистика регионов России по количеству оформленных листков нетрудоспособности

 

1 место - Белгородская область

2 место - Республика Татарстан

3 место - Кемеровская область

30 место - Самарская область

 

Мария КУЗНЕЦОВА


Назад
Политика конфиденциальности