13 Июня 2017

Наглядная агитация и пропаганда. Новый взгляд и новые технологии

Наглядная агитация и пропаганда.jpgНа конференции-семинаре «Информационная работа в профсоюзах. Традиции или новаторство. Плюсы, минусы, нюансы», которая проходила с 21 по 26 мая на теплоходе «Алексей Толстой», было рассмотрено много вопросов. В том числе  участники прослушали лекции редактора отдела «Рынки» газеты «Волжская коммуна», заместителя редактора ИП «Волга Ньюс» Алексея Дмитренко.  

  Суть понятия «пропаганда» - это распространение информации. Целью пропаганды является информирование, привлекающее сторонников того или иного движения. При этом распространяемые пропагандой идеи не всегда правдивы, часто приукрашены или вовсе противоречат истине.
  В то же время агитация - деятельность, влияющая на сознание, а также подсознание людей с целью внушить им тот или иной формат мышления и побудить к активной деятельности. Агитацию проводят в устной, письменной и наглядной форме.
  И пропаганда, и агитация созданы для приобщения и побуждения личности к деятельности в той или иной сфере. Однако между этими понятиями есть четкая грань. 
  Агитация - это призыв людей к действию, а пропаганда - это призыв к какой-то идее.
  Самый распространенный вид пропаганды и агитации - политический. И в политике эти две составляющие имеют огромное значение. Как вы, наверное, знаете, основным инструментом распространения здесь выступают средства массовой информации, позволяющие максимально расширить целевую аудиторию. Известно, например, суждение Наполеона о роли газет: «Четыре газеты смогут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия». И, кстати, пропаганда одними из первых была использована в начале XX века именно профсоюзными объединениями, которые боролись за права и свободы трудящихся.
  Хорошую пропаганду бывает сложно выявить в контексте другой информации. Она преподносится таким образом, что в первую очередь оказывает влияние на чувства, эмоции, бессознательные инстинкты людей. И тут необходимо сказать о видах и типах пропаганды. В зависимости от позитивности намерений пропагандистов выделяют конструктивную и деструктивную пропаганду. Конструктивная, или позитивная, пропаганда осуществляется с целью предоставить полезную для аудитории информацию. Она учитывает интересы аудитории и призвана помочь как можно большему числу людей. Может носить познавательный, воспитательный, социальный характер. Как пример - пропаганда здорового образа жизни или семейных ценностей, патриотизма в молодежной среде, отказа от алкоголя за рулем.
  Деструктивная, или негативная, пропаганда агрессивна, навязчива, призвана разжигать вражду в обществе. В ней используются грубые техники манипуляции сознанием людей, воздействие на бессознательные инстинкты. Негативная пропаганда служит узкому кругу лиц и вредит обществу в целом. Она не гнушается лжи и искажает, переворачивает настоящее положение вещей с ног на голову. Сегодня мы видим примеры такой пропаганды, направленной на неокрепшие умы наших молодых российских граждан со стороны запада. Даже критично настроенные и здравомыслящие люди начинают верить ей, не утруждая себя проверять истинность увиденного/услышанного/прочитанного самостоятельно. Такая пропаганда чрезвычайно опасна и вредна. Ее используют для разжигания социальных противоречий различных масштабов и уровней сложности, вплоть до военных конфликтов. 
  Более распространена и известна в обществе классификация пропаганды по типам:
  Белая пропаганда. Такая пропаганда заслуживает наибольшего уважения. Информация преподносится точно, правдиво, с указанием официальных источников ее получения. В таком случае человек имеет возможность осмыслить полученную информацию и сделать собственные выводы.
  Серая пропаганда - это смешанный тип. Достоверность предоставляемой информации проверить сложно, она может содержать часть правды, скрывая нежелательные для восприятия аудиторией детали.
  Черная пропаганда полностью основана на обмане аудитории. Нет возможности проверить ее подлинность, она преподносится как единственно возможная и верная.
  Противостоять пропаганде как средству манипуляции массовым сознанием бывает чрезвычайно сложно. Вот почему каждому человеку следует критично воспринимать любую поступающую извне информацию, особенно носящую негативный характер. В то же время пропаганда - это неотъемлемая часть идеологии, политики и культуры любого общества. И поэтому вам, профсоюзным информработникам, необходимо научиться четко распознавать пропаганду в окружающем вас потоке информации и уметь самим использовать этот инструмент. Но вернемся к агитации и ее формам. Итак, агитацией являются:
  - встречи с избирателями, митинги, шествия;
  - агитация в СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы);
  - агитация в интернете, в том числе в социальных сетях (создание групп, контекстная реклама);
  - наружная агитация (баннеры, уличные щиты, уличные мониторы);
  - организация концертов, мероприятий, благотворительных акций;
  - телефонная агитация: формирующие опросы;
  - работа с инициативными группами трудовых коллективов (предприятия, заводы, военные части, вузы);
  - выступления на собраниях крупных сообществ (например, перед родителями школьников и воспитанников детских садов);
  - наглядная агитация (листовки, плакаты). 
  Выделяют такие составляющие успешной пропаганды и агитации, как: 
  Тезис - короткое и емкое определение главной идеи. 
  Призыв к действию - проголосуй, приди или, наоборот, не делай что-то плохое.
  Понятная и приемлемая для информируемых людей форма распространения. 
  Но при создании наглядной агитации - листовок и плакатов, пропагандирующих ту или иную идею или призывающих к определенному действию, нельзя забывать про творческий подход. Он в разы увеличивает эффективность. Несколько лет назад стал моден так называемый креативный подход. Современные технологии также часто используют вирусные технологии, но они все больше получают распространение в интернете и социальных сетях. И тут важно не перестараться, иначе смысл вашего посыла будет потерян, и даже если целевая аудитория оценит вашу шутку или оригинальную авторскую подачу, главный посыл уйдет на второй план.
  Впрочем, пропагандировать те или иные ценности или идеи можно не только с помощью наглядной агитации. Как уже было сказано, существуют и другие формы донесения информации до целевой аудитории. И все их можно разделить на две группы. Мы распределим их по профсоюзному признаку.
  Итак, к внутренним источникам профсоюзной информации относят: многотиражную газету, отчеты, обращения, «горячий» телефон, материалы профсоюзных стендов и уголков и т.д.
  К внешним источникам информации относят средства массовой информации, интернет, официальную информацию, специальные издания, государственную и отраслевую статистику, нормативно-правовые документы, рекламу, данные исследований, официальные отчеты различных организаций и их программные заявления, информацию с семинаров, конференций и т. д.
  Листовка - печатный листок с текстом агитационно-политического или информационного характера, распространяемый во время проведения профсоюзных акций и мероприятий. Как правило, содержит информацию о цели и задачах проводимого мероприятия. Задумывая листовку, нужно помнить, как она должна выглядеть.
  1) Используй богатую палитру. Листовки будут обращать на себя внимание, если будут ярко оформлены и напечатаны на цветной бумаге.
  2) Старательно продумывай текст. Если пользуешься текстовым редактором, используй шрифты различной величины и вида. Помни, однако, что курсив трудно читать.
  3) Помни о логотипе профсоюза. Не забывай помещать логотип на каждую листовку, чтобы читатели сразу видели, что это текст профсоюза.
  4) Пиши с точки зрения работников, а не организаторов, и о тех проблемах, которые интересуют работников.
  5) Следует доходчиво объяснять о действиях профсоюза по какой-то ситуации, описанной в листовке.
  6) Одна листовка должна быть посвящена одной главной теме.
  7) Нельзя использовать много текста. Эффективнее использовать иллюстрации, фото, графики или другие изображения.
  Плакат - разновидность печатной информации достаточно большого формата. Это может быть организационно-структурная схема профсоюзной организации, объявления, призывы к участию в профсоюзной акции. В отличие от листовки плакат содержит в себе намного меньше текста. Здесь акцент должен быть сделан на иллюстрации.
  И уж совсем мало текстовой информации должен в себе нести баннер, который помещается на конструкции вдоль дороги или на фасады домов. Для этой формы наглядной агитации нужна единая фотокомпозиция и лаконичный лозунг.
  Все перечисленные выше источники обладают различным эффектом воздействия и имеют свою систему кодирования информации и зоны влияния. Телевидение, к примеру, аккумулирует устное слово и движение, радио - речь и музыку. Электронные каналы позволяют достаточно оперативно собрать и передать всю необходимую информацию. В то же время следует отметить, что ничто не может заменить непосредственное общение профсоюзного работника с трудовым коллективом, его членами, и к нему необходимо готовиться заранее. Нередко на собрании участники получают достаточно сильный эмоциональный заряд, который во много раз превышает общение в интерактивном режиме через СМИ либо электронную коммуникацию, и потому последние необходимо применять комплексно с учетом особенностей информационной деятельности и состава слушателей аудитории.


Назад
Политика конфиденциальности