11 Июля 2017

Что такое PR? История и современность

Продолжаем публиковать выдержки из лекций редактора отдела «Рынки» газеты «Волжская коммуна», заместителя редактора ИП «Волга Ньюс» Алексея Дмитренко. На этот раз темой семинара, с которым он выступил в конце мая на межрегиональном профсоюзном форуме, стало понятие PR, его возникновение и его применение в профсоюзной работе.

ФУНКЦИИ PR
  Пиар (англ. сокр. PR - public relations, дословный перевод - «связи с общественностью») - особый вид деятельности, направленный на формирование общественного мнения по широкому спектру вопросов. Это может быть политическая акция, избирательная кампания, производственная сфера, реклама и т.д. Иначе говоря, PR-акция - это организация общественного мнения в пользу какой-либо компании, организации. Основная задача профсоюзного пиара - обеспечить гласность деятельности профсоюза и профсоюзных организаций. И здесь связь с общественностью осуществляется посредством рекламы, паблисити, постоянных контактов со СМИ.
  Одной из основных функций PR является сбор и выдача информации. Именно это определяет основной смысл коммуникативной политики организации: монополия на информацию о самих себе. И для этого необходимо организовать постоянный информационный поток из профсоюза (профобъединения, территориальной, первичной организации) о профсоюзе и внутри профсоюза. Не должно быть информационного вакуума вокруг вашей организации и внутри нее - он очень быстро заполняется всевозможными слухами, сплетнями и домыслами «доброжелателей». Отсюда вытекают главные принципы информационной функции:
  - непрерывность информационного потока;
  - своевременность информации, ее подача в контексте сегодняшнего дня;
  - быстрое реагирование на любые события, происходящие в профсоюзе и вокруг него;
  - социальная ответственность перед профсоюзной общественностью;
  - инициирование и организация событий и новостей - актуальных, важных и интересных для вашей общественности.
  Еще одна функция - аналитическая. Она подразумевает исследовательскую работу по изучению внешней и внутренней среды организации.

КОГДА В РОССИИ ПОЯВИЛСЯ ПИАР
  Нельзя сказать, что технологии паблик рилейшенз возникли с чистого листа в XX веке. Начало PR как искусства взаимоотношения личности и социума, набор методов убеждения в истинности своих намерений можно обнаружить еще в Древней Греции. Выдающийся мыслитель античности Аристотель считал, что убедить аудиторию можно только тогда, когда добьешься ее благосклонности или же симпатии к себе. Другой известнейший представитель античности, государственный и политический деятель Древнего Рима, великолепный оратор Цицерон в своих трудах по риторике особое значение уделял изучению психологии, интересов, вкусов публики. По его мнению, задача оратора - эстетически тешить публику, влиять на волю и поведение людей, уметь подвигать их к активной деятельности.
  Отдельные элементы PR можно обнаружить и в последующих веках, но, если говорить о PR как о профессиональной осознанной деятельности, то, безусловно, необходимо обратиться к XX веку. Некоторые специалисты считают, что в России пиар возродился после катастрофы в Чернобыле, когда появилась острая необходимость спасать репутацию не отдельного человека, а целой страны. В то же время другие указывают, несмотря на то, что до 90-х годов в СССР не было учебных курсов, профсоюзов и ассоциаций PR, на каждом серьезном предприятии были люди, которые отвечали за информацию, выходящую во внешний мир. И хотя эти сотрудники чаще запрещали, чем разрешали, но у них были определенные правила игры и принципы. В советское время пиар чаще всего выступал в виде прямолинейной пропаганды и прямого манипулирования мнением единого советского народа. Поэтому многие современные российские политики продолжают считать, что общественным сознанием нетрудно управлять и без привлечения мудреных технологий.
  Специалисты считают, что на политической арене PR-технологии начали серьезно использоваться в России с середины 90-х годов. Самой крупной политической «операцией», заставившей всерьез заговорить о связях с общественностью, стали президентские выборы 1996 года. С тех пор PR стал важным элементом любой избирательной кампании, неотъемлемой частью российской политической культуры.
  На обывательском уровне PR в России нередко оценивается достаточно отрицательно, чаще всего в связке «черный пиар». Причиной этого является то, что наибольшее распространение PR-технологии получили именно в политической сфере в связи с организацией и проведением выборов в органы власти различного уровня. При этом PR-специалисты решали крайне краткосрочные и утилизированные задачи по продвижению нужного кандидата либо по противодействию выборной кампании конкурента. 
  Сегодня технологии «черного пиара» нередко применяются против профсоюзов, особенно во время проведения ими массовых акций протеста или забастовок. Одним из наиболее распространенных методов «черного пиара» по отношению к профсоюзам является «канализация» информации о конфликте. Так, например, во время проведения переговоров по перезаключению коллективного договора в группе компаний ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» в 2005 году профсоюз докеров в связи с отказом работодателя учесть требования работников (в том числе и об индексации заработной платы) провел ряд забастовок. По словам представителя профсоюза докеров, администрация порта, пытаясь настроить общественное мнение горожан в свою пользу, заключило эксклюзивный договор с газетой «Метро» на печать статей одностороннего содержания. Договор подразумевал контроль администрацией порта всех выдаваемых газетой материалов. На основании этого договора докерам, а также другим свободным профсоюзам было отказано в реализации права ответить на критику.
  Можно отметить, что в последние годы наблюдается стабильный рост интереса со стороны профсоюзного актива к возможностям применения PR с целью повышения как мотивации профсоюзного членства, так и эффективности деятельности профсоюзов в целом.
  Итак, профсоюзный пиар - это совокупность методов, приемов и технологий, используемых профсоюзами для достижения гармоничных взаимоотношений с обществом посредством развития взаимопонимания на основе достоверной и полной информации.


Назад
Политика конфиденциальности