Ф Н П Р

общественная организация

Федерация профсоюзов Самарской области

ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19.11.2015                   г. Самара                                        № 2-2


Об утверждении Положения

«О проведении независимой

экспертизы условий труда

и обеспечения безопасности

работников»

       

Заслушав и обсудив информацию главного технического инспектора труда Федерации профсоюзов Самарской области Ольги Владимировны Буценко об утверждении Положения «О проведении независимой

экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников»


ПРЕЗИДИУМ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Информацию главного технического инспектора труда ФПСО Буценко О.В. принять к сведению.

2. Утвердить Положение «О проведении независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников» (далее Положение) (приложение № 1).

3. Членским организациям ФПСО:

3.1. Проинформировать и распространить среди первичных профсоюзных организаций данное Положение.

3.2. Активизировать профсоюзный контроль за проведением работы по специальной оценке условий труда со стороны профкомов и уполномоченных (доверенных) лиц.

4. Главному техническому инспектору труда ФПСО (Буценко О.В):

4.1. Обобщать и анализировать информацию о проведении специальной оценке условий труда на основе информации членских организаций.

4.2. Освещать в газете «Народная трибуна» и на сайте ФПСО информацию о значимости специальной оценки условий труда и работе проводимой ФПСО в данном направлении.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Федерации профсоюзов Самарской области Колесникова Д. Г.


  Председатель                                                     П.Г.Ожередов.

                                                   

Приложение №1

к Постановлению

Президиума ФПСО

№ 2-2 от 19.11.2015 г.


ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении независимой экспертизы условий труда
и обеспечения безопасности работников

 I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 

1.1. Проведение независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников, установленной статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, направлено на реализацию конституционных прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.


1.2. Независимая экспертиза условий труда и обеспечения безопасности работников (далее независимая экспертиза) проводится технической инспекцией труда Федерации профсоюзов Самарской области (далее ФПСО) в соответствии со статьей 370 Трудового Кодекса РФ, п.5. статьи 20 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в целях реализации прав работников на обращение в профессиональные союзы по вопросам охраны труда получения достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.


1.3. Основной целью независимой экспертизы является объективная оценка условий труда и обеспечения защиты работников от профессиональных рисков, в том числе обоснование предоставления / непредставления компенсаций и дополнительных гарантий за вредные, тяжелые и (или) опасные условия труда, выработка и реализация мероприятий по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.


1.4. Цели независимой экспертизы достигаются путем установления соответствия актов, протоколов, планов мероприятий и иных материалов по охране труда, включая материалы специальной оценки условий труда, фактическим условиям труда на рабочих местах и требованиям нормативных и правовых актов по предоставлению компенсаций и дополнительных гарантий за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, соблюдению работодателем режимов труда и отдыха и допуска отдельных категорий работников к самостоятельному исполнению трудовых обязанностей.


1.5. Проведение независимой экспертизы содействует:

- обеспечению защиты работников от профессиональных рисков, в том числе путем предоставления компенсаций и дополнительных гарантий за работу во вредных, тяжелых и (или) опасных условиях труда.

- совершенствованию принятых решений и запланированных мероприятий в действующих локальных нормативных актах работодателя по вопросам нормализации и улучшения условий труда, профилактики и защиты от профессиональных рисков работников, занятых во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.

- оказанию методической и практической помощи работникам, членам профсоюза и первичным профсоюзным организациям по вопросам условий и охраны труда.


1.6. Объектами независимой экспертизы являются:

-       фактические условия труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве (производственной травме) или профессиональному заболеванию.

- качество проведения специальной оценки условий труда (далее СОУТ) рабочих мест включая необходимые для СОУТ документы и локальные нормативные акты работодателя;

- правильность предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- техническое состояние зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также средств индивидуальной и коллективной защиты работников на рабочих местах;

- состояние санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работника (работников);

- установленные режимы труда и отдыха работника (работников);

- локальные нормативные акты предприятия по условиям и охране труда и другие документы.


1.7. Независимая экспертиза осуществляется на основании обращений (заявлений) заявителей:

- членов профсоюзов;

- председателей первичных профсоюзных организаций;

- руководителей членских организаций ФПСО;

- обращений работодателей (при наличии в организации профсоюза).


1.8. Независимая экспертиза осуществляется экспертной комиссией, создаваемой в каждом конкретном случае ее проведения в количестве не менее трех человек. В ее состав входят председатель и члены из числа технических инспекторов труда профсоюзов, специалистов по охране труда, руководителей областных отраслевых профсоюзных организаций, в сферу контроля которого входит организация, материалы которой будут подвергаться независимой экспертизе, внешний эксперт[1] или представитель неаффилированной с работодателем и с заявителем независимой экспертной организации (по согласованию), а также, как правило, работодатель, у которого предполагается проведение независимой экспертизы или его представитель (по согласованию).




 В состав комиссии могут быть включены и иные лица в зависимости от условий и сложности предполагаемой экспертизы.

Комиссия принимает свое решение простым большинством голосов всех членов комиссии. В спорных ситуациях решающее значение имеет аргументированное мнение Председателя комиссии.


1.9. Технический инспектор (главный технический инспектор) труда ФПСО в течение 5 дней с момента принятия решения о проведении независимой экспертизы формирует состав экспертной комиссии:

- согласовывает с членской организацией представителя в состав экспертной комиссии;

- готовит проект распоряжения о создании экспертной комиссии. 


1.10.Состав комиссии утверждается распоряжением председателя ФПСО.

Председателем экспертной комиссии назначается заместитель председателя ФПСО или председатель постоянной комиссии Совета ФПСО по охране труда и экологии. 


 II. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
 

 
2.1. Для проведения независимой экспертизы заявитель (член профсоюза, председатель первичной профсоюзной организации, уполномоченный по охране труда) уведомляет отраслевую профсоюзную организацию о своем требовании проведения экспертизы.


2.2. Обращается в ФПСО о проведении независимой экспертизы условий труда и (или) обеспечения безопасности работника на конкретном рабочем месте у конкретного работодателя с указанием предмета экспертизы и аргументированного основания необходимости ее проведения.


2.3. На основании обращения заявителя главный технический инспектор труда ФПСО проводит внеплановую проверку конкретного рабочего места, указанного в заявлении, других обстоятельств, вызвавших необходимость (по мнению заявителя) проведения независимой экспертизы.


2.4. По результатам проверки главный технический инспектор труда ФПСО составляет акт проверки и выносит решение о проведении / не проведении независимой экспертизы. В случае выявления конкретных частных нарушений, не требующих проведения независимой экспертизы, главный технический инспектор труда ФПСО выдает работодателю представление об устранении выявленных нарушений и выносит решение об отказе в проведении независимой экспертизы. Если выявленные на основании обращения в ходе проверки нарушения дают основание для более серьезной и детализированной проверки и (или) вызывают сомнения в правильности (достоверности) тех или иных документов, в том числе материалов проведенной СОУТ, главный технический инспектор труда ФПСО принимает аргументированное решение о необходимости проведения независимой экспертизы при условии наличия соответствующих источников финансирования в бюджете и исходя из конкретных обстоятельств, предварительно оценивает возможный объем работ по проведению экспертизы. Решение о необходимости проведения независимой экспертизы принимается с предварительным уведомлением соответствующей членской организации.


2.5. О результатах проведенной доэкспертной работы уведомляются заявитель и работодатель, рабочие места и (или) документация которого подвергались проверке.

2.6. Доэкспертная работа с обращением по вопросу необходимости проведения независимой экспертизы проводится на безвозмездной основе.




 III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 
  
3.1. В случае принятия решения о необходимости проведения независимой экспертизы главный технический инспектор труда ФПСО на основании заявления (обращения) заявителя, акта проверки и решения о проведении независимой экспертизы, предварительной оценки возможного объема трудозатрат и финансирования работ по независимой экспертизе приступает к формированию состава экспертной комиссии по независимой экспертизе и организует ее работу.

3.2. Независимая экспертиза условий труда проводится при условии гарантированного возмещения необходимых расходов на её проведение (оплаты работы внешних экспертов на проведение замеров и иных затрат на проведение экспертизы по ее существу). Возмещение расходов на проведение независимой экспертизы осуществляется за счет средств заявителя. 


3.3. Комиссия изучает имеющиеся материалы и определяет перечень дополнительных необходимых документов для проведения экспертизы, а также необходимость проведения измерений и оценки факторов производственной среды и трудового процесса на конкретных рабочих местах с целью подготовки экспертного заключения, проводит эту работу, принимает решение (заключение).


3.4. Срок проведения независимой экспертизы условий труда устанавливается в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не более 1 месяца с момента формирования полного пакета документов, необходимых для проведения экспертизы.

В исключительных случаях срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на один месяц.


3.5. По окончании всех процедур независимой экспертизы составляется заключение (приложение № 1) независимой экспертизы, которое должно содержать обоснованные выводы по предмету (по существу) проведенной экспертизы. Заключение составляется в трех экземплярах на бланке ФПСО с подписями председателя и членов экспертной комиссии и заверяется печатью ФПСО.

Один экземпляр заключения направляется заявителю (представителю заявителя) в течение трех календарных дней после подписания заключения.

Второй экземпляр заключения направляется в адрес работодателя (руководителя организации), у которого проводилась независимая экспертиза.

Третий экземпляр заключения остается в ФПСО и хранится 45 лет.

Председатель экспертной комиссии информирует председателя ФПСО о результатах проведения экспертизы и представляет на утверждение председателю ФПСО заключение об экспертизе.

Заключение утверждается в срок, определенный пунктом 3.4. настоящего положения.

Заявитель либо его представитель вправе присутствовать на заседании и участвовать в обсуждении итогов экспертизы.


3.6. По результатам заключения независимой экспертизы, в том числе несоответствия материалов СОУТ фактическим условиям труда на рабочих местах, главный технический инспектор труда выдает представление руководителю организации, в которой проводилась экспертиза.


IV. Участие внешних экспертов и экспертных организаций



 4.1. В состав экспертной комиссии могут включаться по согласованию эксперты - физические и юридические лица, привлекаемые на договорной, в том числе на платной основе (внешняя экспертиза).


4.2. Решение о проведении внешней экспертизы может быть принято председателем ФПСО в случаях сложности экспертной работы, обусловленной отсутствием у специалистов ФПСО технической возможности для ее выполнения.


4.3. Внешняя экспертиза выполняется по договору с ФПСО физическими или юридическими лицами, неаффилированными с работодателем и с заявителем и аккредитованными в качестве экспертов, в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами РФ.


4.4. Кандидатуры для проведения внешней экспертизы конкретных материалов включаются в состав экспертной комиссии дополнительным распоряжением председателя ФПСО.


4.5. Внешний эксперт вправе в 3-дневный срок со дня получения от ФПСО материалов для экспертизы уведомить ФПСО о недостаточности имеющихся материалов для подготовки экспертного заключения, соответствующего требованиям договора и настоящего Положения.


Конкретный перечень необходимых материалов оговаривается сторонами при заключении договора на проведение экспертизы.

4.6. Приемка работ, выполненных внешними экспертами, осуществляется по акту сдачи - приемки работ, подписываемому по окончании рассмотрения соответствующего вопроса и принятии решения.

 V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 

5.1. Независимо от результатов независимой экспертизы, и результатов проверки главным техническим инспектором труда профсоюза, за заявителем остается право обращения в Прокуратуру Самарской области, Государственную инспекцию труда в Самарской области, и иные органы государственной власти, государственного надзора и контроля.


5.2. В случае несогласия работодателя (руководителя организации), у которого проводилась независимая экспертиза, с ее результатами и отказа исправить выявленные недостатки, заключение независимой экспертизы, включая копии документов заявителя и представление технического (главного технического) инспектора труда ФПСО направляются председателем ФПСО в Государственную инспекцию труда в Самарской области с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении государственных нормативных требований охраны труда и проведении государственной экспертизы качества СОУТ, получивших отрицательные заключения.


5.3. В случае несогласия заявителя материалы которого подвергались экспертизе, с экспертным заключением независимой экспертизы последнее может быть обжаловано в суде по существу вопроса.


Приложение№ 1

к Положению о проведении независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников, утвержденного постановлением Президиума Федерации профсоюзов Самарской области от 19 ноября 2015года № 2-2

срок хранения 45 лет

        Утверждено

Председатель ФПСО

«     »                       

20







Ф Е Д Е Р А Ц И Я   П Р О Ф С О Ю З О В

С А М А Р С К О Й   О Б Л А С Т И                                                         

Регистрационный номер

Дата

                                                                                                                                                

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о результатах независимой экспертизы условий труда

На основании заявления от  

Регистрационный №

(дата)

(Регистрационный номер)

Заявитель:

Наименование и адрес организации, материалы которой подвергаются экспертизе

Вид экономической деятельности

Наименование рабочих мест (структурных подразделений), на которые оформлены материалы

Сведения об организации проводящей СОУТ

Сроки проведения СОУТ

Заключение аттестационной комиссии

Настоящим     экспертным      заключением удостоверяется,   что   материалы представленные на экспертизу:

(перечислить рассмотренные документы)

СООТВЕТСТВУЮТ (НЕ СООТВЕТСТВУЮТ)   требованиям законодательства и

нормативных - правовых актов по охране труда

(ненужное зачеркнуть, указать полное наименование нормативных - правовых актов)

Основание для признания представленных документов соответствующими (не соответствующими) требованиям законодательства и нормативных - правовых актов по охране труда:

Председатель комиссии:

/

Члены комиссии:

/

/



[1] внешний эксперт - физическое лицо, аккредитованное в качестве эксперта, в порядке, установленном действующими нормативными – правовыми актами РФ.



Политика конфиденциальности